“Газпром” перешел в судебную “контратаку” на польские компании

“Газпром” перешел в судебную “контратаку” на Польшу, которая ранее завалила холдинг своими исками.

Газпром контракт ЭТП

В настоящее время “Газпром” подал уже второй иск к польской компании. Холдинг обратился в арбитраж в соответствии с регламентом UNCITRAL в отношении управления совместным предприятием EuRoPol GAZ s.a., владеющим польским участком магистрали “Ямал-Европа”.

В частности, по сообщению PGNiG, иск касается соблюдения права на получение дивидендов из прибыли EuRoPol GAZ, а также на участие представителей “Газпрома” в правлении EuRoPol GAZ. Накопленная прибыль EuRoPol GAZ за предыдущие годы, которую можно направить на дивиденды акционерам, составляет, согласно сообщению PGNiG, 1,74 млрд злотых (430 млн долларов).

PGNiG прямо и косвенно через “дочку” Gas-Trading SA владеет 51,18% EuRoPol GAZ, 48,82% – у “Газпрома”. В связи с этим именно PGNiG должна дать ответ на уведомление об арбитраже в течение 30 дней. А в середине января “Газпром экспорт” подал иск в европейский суд для пересмотра цены по контракту с польской PGNiG.

 

“Газпром” уже инициировал два судебных процесса

“ООО “Газпром экспорт” и ПАО “Газпром” инициировали обращение в международный арбитраж в отношении ретроспективного пересмотра ценовых условий контракта купли-продажи газа с польской компанией АО PGNiG от 1996 года”, — сообщили в российской компании.

Обращение касается контрактного периода с ноября 2017 года. Ранее российская компания направила в адрес PGNiG требование о пересмотре с 1 ноября 2017 года цены на газ, поставляемый в рамках контракта. Согласно контракту, спустя три года у “Газпром экспорта” возникло новое право требовать очередного пересмотра цены с 1 ноября 2020 года, которым он также воспользовался, направив соответствующее требование в адрес польской компании.

При этом “Газпром экспорт” и ПАО “Газпром” продолжают добиваться в Апелляционном суде округа Свеа (Стокгольм) отмены арбитражного решения, вынесенного 30 марта 2020 года и ретроактивно изменившего контрактную цену с 1 ноября 2014 года. Согласно решению суда, цена контракта была привязана к рыночным индикаторам, а не к цене нефти, как ранее. В 2021 году этот механизм стало очень неудобным для PGNiG, так как цена газа на споте резко выросла, а индексированная по нефти цена долгосрочных контрактов росла намного медленнее. :///