В России создадут водородный двигатель для самолета. Разработку планирует начать в этом году Центральный институт авиационного моторостроения имени Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ “Институт имени Жуковского”).
Как заявили в пресс-службе ЦИАМ, это будет гибридная силовая установка (ГСУ), созданная на на базе авиадвигателя ВК-2500. “Ее особенностью станет использование не только более мощного привода на базе двигателя ВК-2500, но и применение жидкого водорода в качестве топлива и хладагента”, — говорится в сообщении.
Понижение температуры позволяет практически утроить мощность электрических машин на высокотемпературных сверхпроводниках (ВТСП) при сохранении массо-габаритных характеристик. Ранее в ЦИАМ сообщали о планах перевести двигатель ВК-2500 на водородное топливо. Такой процесс, по предварительным оценкам, может занять пять лет. Кроме того, сообщалось, что демонстратор водородного самолета может появиться после 2035 года.
Водородный двигатель будет не один
Кроме того, в ЦИАМ сообщили о планах создать линейку гибридных и электрических двигателей для самолетов до 100 мест, в том числе конвертопланов. Пятого февраля 2021 года начались летные испытания летающей лаборатории Як-40ЛЛ — важного российского проекта в области ГСУ для авиации. В состав установки входит первый в мире электрический двигатель на ВТСП. Электродвигатель мощностью 500 кВт, приводящий воздушный винт, дополняет два турбореактивных двигателя самолета.
“По завершении этих научно-исследовательских работ Россия вплотную приблизится к открытию опытно-конструкторских работ по созданию линейки ГСУ и ЭСУ (электрической силовой установки) для самолетов размерностью до 100 мест. В том числе для перспективных воздушных судов новых обликов: мультироторного типа, конвертопланов, вертикального взлета и посадки (аэротакси)”, — говорится в сообщении.
Помимо Як-40ЛЛ, демонстратор силовой установки которого дорабатывается и во второй половине года вновь встанет на летающую лабораторию, в ЦИАМ ведутся работы по созданию полностью электрической силовой установки для сверхлегких и легких воздушных судов. Ее уже показывали на летающей лаборатории “Сигма 4Э” с электродвигателем мощностью 80 кВт и литий-ионными аккумуляторами.
В 2022 году на “Сигме-4Э” отработают электрическую часть. А в дальнейшем ее сделают гибридной за счет установки водородного топливного элемента по массе сопоставимого аккумуляторной батареей. Гибридизация силовой установки позволит увеличить продолжительность полета в три-четыре раза, а на базе топливного элемента может быть создана вспомогательная электрическая установка мощностью 30-40 кВт, отметили в пресс-службе. :///