Высокие цены на нефть пойдут на пользу ВИЭ-энергетике

Мировые цены на нефть впервые с 2014 года приближаются к 100 долларам за баррель. Парадоксально, но это может помочь развитию ВИЭ-энергетики.

ВИЭ энергетика ЕС проект
Фото: adiso.com.ua

Лондонский аналитический центр Carbon Tracker отмечает, что высокие цены на нефть могут побудить энергетические компании инвестировать в новые проекты по разведке и добыче. Действительно, 1 февраля энергетический гигант ExxonMobil объявил об увеличении своего бюджета на бурение и другие работы в этом году на 45%.

В то же время есть опасения, что более высокие цены на нефть могут стимулировать потребление угля. Оно достигло рекордно высокого уровня в 2021 году. И, по данным Международного энергетического агентства, может достичь еще более высоких уровней в 2022-м. Помимо более низкой цены, использование угля обусловлено растущим спросом на энергию, в первую очередь в Китае и Индии, и недостаточным уровнем инвестиций в возобновляемые источники.

Хотя высокие цены на нефть могут стимулировать новые инвестиции в нефтегазовые проекты, ВИЭ могут в конечном итоге выиграть от текущей ситуации. Многие аналитики энергетической отрасли считают, что вместо того, чтобы напрямую бросать вызов ВИЭ и замедлять переход к “чистой” энергетике, нынешние высокие цены и связанная с ними финансовая нестабильность могут заставить правительства и крупные нефтяные компаний играть в долгосрочную игру и еще больше увеличить свои инвестиции в возобновляемые источники энергии.

Например, в сентябре прошлого года французский энергетический гигант Total заявил, что воспользуется высокими ценами на нефть, чтобы выкупить акции на 1,5 млрд долларов. Это позволит увеличить инвестиции в ВИЭ. А ранее в этом месяце BP, объявив о своей самой высокой годовой прибыли за восемь лет на уровне 12,8 млрд долларов, заявила, что к 2025 году увеличит расходы на низкоуглеродную энергию до 40% от общих издержек, а к 2030-му – до 50%.

 

Целые нефтедобывающие страны инвестируют в ВИЭ

Но самым ярким примером нефтедобывающего региона, который подтвердил свою приверженность ВИЭ-энергетике, является Персидский залив. Например, Саудовская Аравия стремится к 2030 году производить 50% своей электроэнергии из возобновляемых источников и поставила перед собой цель достичь нулевого уровня выбросов к 2060 году.

Чтобы помочь в достижении этих целей, в декабре правительство объявило, что к концу десятилетия оно инвестирует 380 млрд саудовских риалов (101,3 млрд долларов) в производство возобновляемой энергии. А в апреле прошлого года оно открыло солнечную электростанцию Сакака.

ОАЭ обязались инвестировать 600 млрд дирхамов (163,4 млрд долларов) в возобновляемые источники энергии к 2050 году, после чего они надеются достичь нулевого уровня выбросов. Это объявление было сделано всего через несколько недель после открытия первой очереди солнечной фермы Мохаммеда бин Рашида Аль Мактума в Дубае. Ожидается, что к 2030 году эта электростанция будет иметь мощность 5 ГВт.

В Омане конце января была открыта солнечная электростанция Ibri 2 мощностью 500 МВт. Это крупнейший в стране проект по возобновляемым источникам энергии коммунального масштаба. А Катар, один из крупнейших в мире экспортеров природного газа, также сосредоточил свое внимание на ВИЭ.

В октябре прошлого года Qatar Petroleum, национальная энергетическая компания, сменила название на Qatar Energy, чтобы лучше отразить стратегию компании, ориентированную на возобновляемые источники. Основные проекты включают 800-мегаватную электростанцию Al Kharsaah Solar, расположенную примерно в 80 км к западу от столицы Дохи. После полного завершения проект станет крупнейшим в стране развитием возобновляемой энергетики. Его открытие запланировано на первую половину этого года. :///