Авиастроение РФ может пострадать из-за западных санкций

Российское авиастроение может пострадать из-за новых западных санкций. Такое мнение высказал исполнительный директор агентства “АвиаПорт” Олег Пантелеев.

Samolet_v_angare
Фото: mirtesen.ru

“В авиационной промышленности импортозамещение проведено в части выпуска боевых комплексов. В гражданском самолетостроении сохраняется взаимодействие с зарубежными поставщиками, что создает некоторые риски. Масштаб возможных проблем можно будет оценить после объявления перечня санкционных ограничений”, — сказал Пантелеев.

Авиастроение РФ уже сталкивалось с санкционными проблемами. В прошлом корпорация “Иркут” из-за американских санкций лишилась возможности закупать импортное сырье для композитного крыла перспективного пассажирского авиалайнера МС-21. В результате ей пришлось ждать разработки российского аналога.

 

Авиастроение в РФ сможет отказаться от импортных комплектующих, но не быстро

Лишь осенью 2020 года российские производители композитов провели совместно с разработчиком МС-21 квалификационные испытания отечественных материалов в соответствии с авиационными правилами. В результате Росавиация приняла в работу заявки на получение одобрения главных изменений к сертификату самолета МС-21-300. Одна из них связана с применением отечественных композитов в основных силовых элементах планера самолета. А другая – с установкой двигателей ПД-14 (модель МС-21-310).

“Ростех” отмечает, что доля композитов в конструкции МС-21 составляет порядка 40%. Это рекордный показатель для среднемагистральных самолетов. Отечественные материалы для силовых композитных конструкций разработаны при участии ученых МГУ и предприятий “Росатома”. Консоли крыла и центроплан самолета МС-21-300 производятся на предприятии “АэроКомпозит-Ульяновск”. При производстве крыла применяется технология вакуумной инфузии, которая запатентована в России.

И только осенью 2021-го была завершена сборка первого пассажирского лайнера МС-21-300 с российским композитным крылом. “Использование прочных и легких композитов позволило конструкторам сделать крыло большого удлинения и улучшить аэродинамику самолета одновременно с увеличением диаметра фюзеляжа. Отмечу, что специалисты “Иркута” в максимально короткие сроки смогли решить задачу импортозамещения и приступить к постройке серийных самолетов с российским крылом. Сборка первого лайнера – большой шаг для ОАК и всего российского авиастроения. Это доказательство зрелости наших авиационных технологий и еще одна победа над санкциями”, – отметил гендиректор “Ростеха” Сергей Чемезов.

Но даже после этого МС-21 получил базовый сертификат типа, подразумевающий использование американского двигателя Pratt&Whitney (PW140) и крыла из иностранных материалов. “Внесение в сертификат типа изменений, подразумевающих использование российского композитного крыла и российского двигателя ПД-14, запланировано на 2022 год”, – пояснил глава Минпромторга РФ Денис Мантуров. :///