Кессон композитного крыла МС-21 прочнее расчетных параметров

Кессон композитного крыла новейшего российского самолета МС-21 прошел испытания на прочность.

МС-21-300
Фото: ytimg.com

“Объединенная авиастроительная корпорация “Ростеха” и Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ “Институт имени Н.Е. Жуковского”) успешно провели важнейший этап статических испытаний кессона крыла самолета МС-21, изготовленного из российских полимерных композиционных материалов. Для подтверждения прочности изделия его подвергли разрушающим нагрузкам, значительно превышающим те, что возможны в реальном полете”, – говорится в сообщении пресс-службы “Ростеха”.

Нормы авиабезопасности, как отмечает “Ростех”, требуют, чтобы при статических испытаниях кессон выдержал так называемую расчетную нагрузку. Она, в свою очередь, в полтора раза больше максимально возможной нагрузки при эксплуатации. На стенде ЦАГИ кессон разрушился при нагрузке, превышающей расчетную. Испытание проведено в специально созданных климатических условиях. Для учета влияния температуры на прочностные характеристики композиционного материала часть конструкции крыла самолета подвергалась нагреву.

“Успешное проведение испытаний подтвердило правильность методик расчета прочности изделий из композитов. Экспериментально доказано, что основной силовой элемент крыла – кессон – обеспечивает прочность и безопасность при самом неблагоприятном сочетании условий полета. Все строящиеся лайнеры будут оснащаться крылом из отечественных материалов”, – заявил гендиректор ОАК Юрий Слюсарь.

Кессон изготовлен АО “АэроКомпозит” – дочерним предприятием ПАО “Корпорация “Иркут” (входит в ОАК “Ростеха”). Российские материалы для силовых композитных конструкций крыла разработаны при участии ученых МГУ и “Росатома”, специалистов авиапрома.

 

Почему МС-21 начали строить из российских композитов

Напомним, корпорация “Иркут” лишилась возможности закупать импортное сырье для крыла из-за американских санкций. И стала ждать разработки российского аналога. Осенью прошлого года российские производители композитов провели совместно с разработчиком самолета МС-21 квалификационные испытания отечественных материалов в соответствии с авиационными правилами.

В результате Росавиация приняла в работу заявки на получение одобрения главных изменений к сертификату самолета МС-21-300. Одна из них связана с применением отечественных композитов в основных силовых элементах планера самолета. А другая – с установкой двигателей ПД-14 (модель МС-21-310).

“Ростех” отмечает, что доля композитов в конструкции МС-21 составляет порядка 40%. Это рекордный показатель для среднемагистральных самолетов. Отечественные материалы для силовых композитных конструкций разработаны при участии ученых МГУ и предприятий “Росатома”. Консоли крыла и центроплан самолета МС-21-300 производятся на предприятии “АэроКомпозит-Ульяновск”. При производстве крыла применяется технология вакуумной инфузии, которая запатентована в России.

Согласно планам Минпромторга, на начальном этапе в период до 2022 года “Иркут” намерен построить первые четыре машины. В 2023 году – порядка 10-15 самолетов, в 2024 году – около 30, с 2025 года – 36 и затем нарастить до 72 лайнеров. :///