РФ может обеспечить себя катализаторами для нефтепереработки

У РФ есть катализаторы для нефтеперерабатывающей промышленности, в этом она уже почти не зависит от импорта.

НПЗ Газпром нефть РФ
Фото: yarnovosti.com

“Весьма удачно складывается проблема с производством крекинга. Этот катализатор представляет собой сложную композиционную систему, где каждый компонент выполняет свою функцию”, – рассказал заместитель директора по научной работе Института катализа им. Г.К. Борескова СО РАН Александр Носков в ходе заседания президиума РАН.

“В настоящее время благодаря наличию компетенций разработана широкая номенклатура катализаторов для разного назначения. Имеющиеся мощности уже позволяют в значительной степени преодолеть зависимость от импорта. Прогноз, что к 2025 году удастся полностью перейти на российские катализаторы”, – отметил ученый. Аналогичная ситуация, по его словам, с катализаторами риформинга, которые применяются для переработки бензиновых фракций нефти для получения, в том числе, бензина.

Напомним, еще в 2021 году “Газпром нефть” создала самый современный в РФ завод по выпуску катализаторов. Это предприятие обеспечивает выпуск 21 тыс тонн современных катализаторов для ключевых процессов производства топлива Евро-5 и глубокой переработки нефти. Инвестиции “Газпром нефти” в проект превысили 30 млрд рублей.

Согласно оценке компании, замена зарубежных катализаторов на российские позволяет увеличить выпуск бензина при сохранении объема перерабатываемой нефти на 3,5%. Компания “Газпромнефть – Каталитические системы” планирует занять более 70% российского рынка катализаторов каталитического крекинга и гидропроцессов.

 

Катализаторами в РФ занимается не только “Газпром нефть”

При этом у компании есть конкурент. Объединенный Центр исследований и разработок “Роснефти” еще в 2020 году представил первый в России запатентованный катализатор гидроочистки дизельного топлива. Он может полностью заменить импортные аналоги, превращающие прямогонное и вторичное сырье в топливо экологического стандарта Евро-5.

“Ранее доля отечественных катализаторов значительно снизилась, их вытеснили импортные поставщики. В настоящее время в режиме ужесточения санкций мы не можем ориентироваться только на них. Компания “Роснефть” уделяет огромное внимание безопасности страны в плане обеспечения продуктами нефтепереработки”, – отметил Вадим Фадеев, заведующий лабораторией каталитических процессов нефтепереработки.

Потребность российской нефтяной промышленности в катализаторах гидроочистки дизельного топлива, по словам Фадеева, составляет 6-10 тыс тонн в год. Цена импортного катализатора – около 18 евро за килограмм, так что не трудно посчитать, во что обходятся отечественным НПЗ поставки из-за рубежа. :///