ЕС не сможет так быстро отказаться от российского угля, как декларирует. Такое мнение высказали эксперты Института энергетики и финансов (ИЭФ).
Европа начала обсуждать варианты возможного нового пакета санкций против российского ТЭК. В частности, рассматривается введение эмбарго на импорт угля из РФ. Президент Франции Эммануэль Макрон высказался за введение новых санкций, добавив, что они могут касаться ограничения поставок нефти и угля. В свою очередь премьер-министр Польши заявил, что в апреле-мае его страна уже прекратит импорт угля из России.
Однако как ЕС собирается восполнять выпадающие объемы российского угля – непонятно. За прошлый год РФ экспортировала в Европу около 50 млн тонн угля (в том числе 47 млн тонн энергетического). Это 22,1% от общего объема российского угольного экспорта. Однако для Европы это, ни много, ни мало, 50% угольного импорта, отмечает ИЭФ в своем официальном Telegram-канале.
Инициатива в вопросе отказа от российского угля исходит от Франции. Это, считают ИЭФ, объяснимо более низкой зависимостью (30%) от российского сырья. Но для большинства ключевых стран (Германии, Польши, Нидерландов, Италии) доля России около 56-57%.
“Поэтому ожидать, что отказ от угля из России будет легким и быстрым — нельзя. Как для нефти и природного газа, мировой рынок угля в 2021-22 годах находится в состоянии постоянной напряженности с поставками, когда любые перебои приводят к дефициту и существенному росту цен”, — считают специалисты.
ЕС может просто изобразить отказ от российского угля
Эксперты института не исключают введения некоторых краткосрочных ограничений, так как отопительный сезон в Европе завершился. “Но в конце лета 2022 года, когда коммунальные предприятия и ТЭС начинают пополнять запасы, Европа, вероятно, будет вынуждена вернуться к российскому углю”, – подытожили они.
Тем более, что угольная генерация в ЕС увеличилась, а газовая сократилась. Об этом говорится в докладе Международного энергетического агентства (МЭА). “Во второй половине 2021 года увеличение цен сработало против использования газа в производстве электроэнергии. В итоге угольная генерация в ЕС в 2021 году выросла более чем на 11%, тогда как газовая снизилась на 1%”, — пишет МЭА в своем отчете по рынку газа.
Падение цен на газ в 2020 году позволило значительным образом сократить использование угля в производстве электроэнергии во многих регионах мира, в том числе в ЕС, напоминает МЭА. Однако этот тренд начал меняться уже во втором полугодии 2020 года по мере нарастающего удорожания газа. :///