Частные китайские НПЗ, которые еще называют “чайниками”, закупают нефть у РФ негласно, чтобы не попасть под санкции США.
В частности, как пишет Financial Times со ссылкой на сотрудника частного НПЗ в Шаньдуне, с начала специальной операции на Украине завод не раскрывал публично данные о сделках с российскими поставщиками нефти, чтобы не привлекать внимание и не попасть под американские санкции. Источник газеты также пояснил, что завод получил квоту на закупку нефти у РФ от государственных трейдеров, которые в основном отказываются подписывать новые контракты на поставку нефти из России.
“Покупки частных китайских нефтеперерабатывающих заводов показывают, как некоторые импортеры обходят традиционные пути доступа к дешевой российской нефти, помогая Пекину оставаться в тени, пока Запад вводит санкции против РФ”, — отмечается в материале.
РФ и Китай получили новые возможности
Между тем ранее ведущая гонконгская газета South China Morning Post отметила, что в существующей ситуации у РФ и КНР появляются новые возможности для энергетического сотрудничества. “С уходом международных энергетических компаний из России … у китайского правительства и компаний, безусловно, появились новые возможности укрепить свои позиции на российском рынке, – пишет автор материала. – Однако, несмотря на то, что внутренние, региональные и глобальные факторы могут подтолкнуть КНР к заключению новой энергетической сделки с Россией, Пекин также может столкнуться и с целым рядом проблем”.
Прежде всего, планы КНР по отказу от угольной электрогенерации являются одним из наиболее важных факторов, побуждающих Пекин к дальнейшему расширению взаимодействия с Москвой. Поставки российского газа, в то числе через трубопровод “Сила Сибири”, помогут стране сократить парниковые выбросы.
“И хотя КНР также импортирует газ из Туркмении, российский газ является одним из самых дешевых вариантов для китайских потребителей. Это делает новую энергетическую сделку с Россией намного более привлекательной”, – отмечает издание. Есть и другой фактор: дестабилизация в соседних с КНР странах – поставщиках энергоресурсов.
Например, Узбекистан приостановил экспорт газа в КНР после протестов в Казахстане из-за роста цен на топливо. А в Мьянме военные установили мины вокруг нефте- и газопроводов, ведущих в китайскую провинцию Юньнань, чтобы защитить эти объекты. Но этот шаг лишь отражает уязвимость данных трубопроводов. Так что увеличение поставок российского газа по “Силе Сибири”, а также по запланированным “Силе Сибири-2” и Дальневосточному газопроводу, представляется перспективным для КНР вариантом.
Кроме того, “уход западных энергетических компаний, таких как BP и Shell, с рынка РФ предоставляет возможность китайским энергетическим корпорациям, особенно государственным, инвестировать в Россию и диверсифицировать свой портфель”, – отмечает автор статьи. :///