РЖД хочет перевозить больше угля и меньше “недружественных” контейнеров

ОАО “РЖД” предлагает изменить приоритетность перевозок по Восточному полигону в пользу экспортного угля.

Уголь поставки РЖД

В частности, как пишет издание “Коммерсант” со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией, РЖД предлагают передвинуть транзитные перевозки из недружественных стран на последнее место в очередности на Восточном полигоне, добавив их в категорию “прочие грузы”.

Напомним, очередность грузов на Восточном полигоне с 2020 года определялась правилами недискриминационного доступа. В связи с проведением спецоперации на Украине они были приостановлены и заменены временными правилами определения очередности грузов, понижающими приоритет экспортного угля относительно несырьевых грузов.

Согласно данным газеты, из-за этого в апреле 2022 года доля угля на Восточном полигоне сократилась с 70% до 68%, увеличилась до 4% доля черных металлов и почти до 10% выросла доля грузов в контейнерах. Перевозки контейнеров находятся в достаточно высоком приоритете, уступая лишь различным государственным грузам и нефтепродуктам.

Однако контейнерный транзит располагается в этой иерархии существенно ниже. “То, что предлагается сейчас,— это сделать контейнерный транзит из недружественных стран наименее приоритетной категорией, поставив его ниже угольного экспорта”, — пишет газета.

 

РЖД никак не может поднять доставку угля на восток

Тем временем Кузбасс, где добывается больше половины угля РФ, опасаются потери части экспортных рынков, если РЖД не сможет увеличить отгрузку топлива на восток. Согласно данным министерства угольной промышленности Кузбасса, за первые три месяца 2022 года отгрузка угля из региона в восточном направлении составила 12,94 млн тонн, что на 2,76 млн тонн меньше установленного плана (82% к плану). “Согласно поручению президента России В. В. Путина в этом году объем экспортной отгрузки должен составлять не менее чем 58 млн тонн”, – подчеркнули в министерстве.

“Срыв исполнения контрактных обязательств в результате сложной ситуации с вывозом ОАО “РЖД” продукции предприятий угольной отрасли Кузбасса приведет к увеличению угля на складах, к выставлению штрафных санкций со стороны покупателей, а в случае затяжного падения поставки – к возможной утрате отдельных рынков сбыта”, – отметили в министерстве.

Между тем, в РЖД говорят о полной загрузке БАМа и Транссиба. “Обращаем внимание экспортеров на возможность увеличения перевозок продукции по альтернативным направлениям, где инфраструктура недозагружена. Например, по транспортному коридору “Север – Юг”: через погранпереход Самур в Азербайджан и через Азербайджан либо через порты Каспия”, – отметили в компании. :///