В этом году экспорт американского СПГ может заметно вырасти по сравнению с 2021 годом из-за поставок в ЕС.
“Согласно нашим прогнозам, экспорт сжиженного газа из США составит в среднем 11,7 млрд кубических футов в сутки в течение II и III кварталов 2022 года и 11,9 млрд кубических футов в день для всего 2022 года. Это на 22% выше по сравнению с аналогичным периодом 2021 года”, – говорится в докладе Управления энергетической информации (EIA) Минэнерго США.
Экспорт вырастет в результате введения в строй дополнительных СПГ-мощностей, отмечает EIA. Главным направлением поставок теперь является Европа. За первые четыре месяца 2022 года на ее долю пришлось 74% от общего объема экспорта СПГ из Соединенных Штатов. Уточняется, что Евросоюз и Великобритания с конца 2021 года импортировали из США рекордно высокие объемы СПГ из-за низких запасов природного газа.
Минэнерго прогнозирует, что экспорт СПГ из США в 2023 году в среднем составит 12,6 млрд кубических футов в сутки. Ожидаемый рост связан с вводом в эксплуатацию с середины текущего года экспортных терминалов.
Поставляя СПГ в Европу, США решают сразу две задачи
Между тем член Научного совета РАН по системным исследованиям в энергетике, советник генерального директора ООО “Газпром экспорт” Андрей Конопляник считает, что США, наращивая экспорт своего сжиженного газа (СПГ) в Европу, преследуют две стратегические цели.
“При прочих равных условиях Европа – предпочтительный рынок для сжиженного газа США. Но здесь он проигрывает конкуренцию российскому трубопроводному газу. Значит нужно убрать этого самого крупного и дешевого поставщика, тогда цены в Европе поднимутся, и продажи СПГ США в ЕС будут рентабельны. Поэтому первая задача — устранить Россию с энергетической карты Европы”, — пояснил эксперт.
Вторая задача – убрать серьезного экономического конкурента в виде ЕС с мировой арены. “Замена дешевого российского трубопроводного газа на дорогой СПГ США удорожает энергетическую составляющую европейских издержек и напрямую ухудшает конкурентоспособность европейской продукции на мировом рынке. Но есть и косвенный механизм ослабления европейской конкурентоспособности – это формирование извне внутренних проблем ЕС. Наиболее наглядная – проблема беженцев в ЕС”, — отметил Конопляник.
Новая, уже третья волна беженцев в Европу неизбежно произойдет в результате надвигающегося продовольственного кризиса, который также ударит в первую очередь по странам Северной Африки и Ближнего Востока, сказал эксперт. Все эти обстоятельства будут вести к утрате Европой однородности, к дополнительным социальным затратам, к ухудшению ее глобальной конкурентоспособности, заключил Конопляник. :///