Эр-Рияд пытается обезвредить “экобомбу” – танкер Safer

Власти Саудовской Аравии выделили 10 млн долларов на предотвращение разлива нефти с пришвартованного в Красном море у берегов Йемена танкера Safer.

Супертанкер Nabarima Safer
Фото: unilad.co.uk

Об этом сообщило саудовское информационное агентство SPА со ссылкой на пресс-релиз, распространенный Центром помощи и гуманитарных работ имени короля Сальмана. В документе отмечается, что королевство “поддерживает усилия Организации Объединенных Наций по противодействию потенциальным экономическим, гуманитарным и экологическим угрозам, которыми чреват возможный разлив нефти с танкера Safer”.

“Это может вызвать крупную экологическую и навигационную катастрофу, угрожающую побережью Красного моря, рыбацким общинам, международному судоходству, поступлению продовольствия, топлива и предметов первой необходимости в Йемен, ухудшить гуманитарную ситуацию и поставить под угрозу другие страны на побережье Красного моря”, – говорится в тексте пресс-релиза, который цитирует SPA.

Ранее в текущем месяце Совет Безопасности (СБ) ООН призвал йеменское движение “Ансар Алла” (хуситы) как можно скорее предоставить специалистам Объединенных Наций доступ к танкеру Safer, чтобы избежать экологической катастрофы. Члены Совета Безопасности напомнили, что хуситы еще 5 июля 2020 года дали предварительное согласие на доступ экспертов ООН к танкеру для оценки повреждений. Однако после этого “Ансар Алла” так и не предоставило ооновцам необходимых гарантий безопасности. “СБ ожидает, что направление специалистов ООН станет возможным в самые сжатые сроки”, – отмечалось в заявлении СБ ООН.

 

Чем так опасен танкер Safer

Safer – это переоборудованное судно для хранения и разгрузки нефти. Оно было установлено у берегов Йемена в 1988 году нефтяной компанией Hunt Oil Co., расположенной в Техасе. Судно хранило нефть, добытую на месторождениях страны, в течение многих лет, пока не разразилась гражданская война. С 2015 года танкер стоит на якоре близ порта Рас-Иса, с этого момента он был заброшен и не ремонтировался. По данным правительства Йемена, в его резервуарах содержится 1,14 млн баррелей сырой нефти.

Система пожаротушения больше не работает, как и клапаны, питающие систему охлаждения танкера. Из-за постоянно образующихся ядовитых паров в замкнутом пространстве создаются условия для мощнейшего взрыва, который может прогреметь в любой момент. По оценкам специалистов, в случае взрыва или образования любого разлома в корпусе корабля разлившаяся нефть распространится по всему Красному морю до Суэцкого канала на севере и Ормузского пролива на юге.

Еще в 2019 году ООН призвала хуситов разрешить доступ к судну для проверки. Повстанцы потребовали, чтобы сначала груз Safer был продан, а они получили долю доходов от продажи. Но это, скорее всего, отговорки. Атлантический совет заявил в отчете за тот год, что “плавучая бомба в Красном море требует неотложного внимания”. Но несмотря просьбы ООН, “танкер остается без присмотра под контролем хуситов”.

“Учитывая, что йеменские повстанцы уже пытались взорвать несколько нефтеналивных танкеров, следующих через Баб-эль-Мандебский пролив, вполне возможно, что они рассматривают эту шаткую ситуацию как тактическое и стратегическое преимущество, которое стоит сохранить”, – отмечают эксперты. “Хуситы говорят открыто: “Нам нравится иметь это судно как средство защиты от международного сообщества в случае нападения”, – заявил в 2020 году агентству Associated Press один из европейских дипломатов. :///