“Росатом” и ОСК намерены строить все новые плавучие АЭС

“Росатом” обсуждает с “Объединенной судостроительной корпорацией” (ОСК) строительство новых плавучих АЭС.

Плавучая АЭС ПАТЭС
Фото: bairdmaritime.com

“У нас подписан твердый контракт на строительство четырех плавучих энергоблоков. Мы его выполняем, единственное, что есть корректировка по времени небольшая. А вопрос строительства еще шести обсуждаем активно с “ОСК” и другими возможными партнерами”, – сообщил журналистам замгендиректора – директор дирекции Северного морского пути “Росатома” Вячеслав Рукша в рамках ПМЭФ-2022.

Осенью 2021 года ФГУП “Атомфлот” (предприятие ГК “Росатом”) и подконтрольное Kaz Minerals ООО “ГДК Баимская” в рамках реализации комплексного плана инвестпроекта по освоению Баимской рудной зоны подписали предварительное соглашение о поставке электроэнергии для обеспечения работы Баимского ГОКа.

“Атомфлот” поставит четыре модернизированных плавучих энергоблока (МПЭБ) установленной мощностью не менее 106 МВт каждый, с вводом в эксплуатацию в районе мыса Наглейнын первых двух энергоблоков к началу 2027 года, третьего – к началу 2028 года, четвертого – к началу 2031 года. Общий объем инвестиций в проект по энергоснабжению составит свыше 150 млрд рублей.

Стоит отметить, что проект первой в истории плавучей АЭС – “Академик Ломоносов” – изначально в мире всерьез не восприняли. Но в результате Россия доказала, что это – идея будущего. “Академик Ломоносов” заработал в 2019 году. Плавучая АЭС стала тем, чем должна была стать: надежным источником энергии в столь суровом регионе, что строительство любой другой системы электроснабжения стало бы проблемой. Сейчас она находится недалеко от города Певек на Чукотке. А Чукотка полна золота, меди, лития и других исключительно ценных теперь металлов.

 

Плавучие АЭС откроют России доступ к богатствам Арктики

Осенью прошлого года издание The Financial Times указало, что ядерная энергетика откроет России доступ ко всем этим богатствам. Возьмем, к примеру, медь. Спрос на нее будет быстро расти в ближайшие годы, если энергетический переход продолжится нынешними темпами. Медь является стандартным выбором для электропроводки благодаря своей превосходной проводимости. А также используется при производстве, передаче и распределении электроэнергии, в том числе в ветряных турбинах и солнечных батареях.

Данный металл также широко используется в электромобилях. Если средний двигатель внутреннего сгорания содержит около 20 килограммов меди, то в среднем электрокаре ее в четыре раза больше. Поэтому неудивительно, что спрос на медь со стороны одной только электромобильной отрасли, по прогнозам BloombergNEF, должен вырасти на колоссальные 1000% в период с 2020 по 2030 год.

Но, что еще более важно, Чукотка богата запасами лития. Трудно определить, насколько, но, вероятно, вполне достаточно, чтобы добычу этого металла стоило развивать. У России также есть месторождения лития в Восточной Сибири и Якутии, а также на Дальнем Востоке. И она планирует к 2025 году добывать 3,5% мирового лития.

В Арктике есть все с точки зрения природных ресурсов. Но суровый климат и отсутствие даже базовой инфраструктуры на большей части территории препятствуют освоению этих ресурсов. Экономике, основанной на ископаемом топливе, в них не было большой нужды. Но теперь ожидается резкий рост спроса на металлы и минералы, считающиеся критически важными для энергетического перехода. Например, на кобальт и редкоземельные элементы. А значит, у России, которая владеет большей частью Арктики, есть серьезная мотивация, чтобы разрабатывать данные ресурсы.

“Росатом”, создавший “Академика Ломоносова”, планирует построить еще несколько плавучих АЭС для обеспечения горнодобывающих проектов. Их стоимость составит 2,2 млрд долларов. И это первый шаг, который необходимо сделать на пути освоения металлических и минеральных богатств России в Арктике. :///