Нынешний мировой кризис будет хуже, чем в 2008 году

Если ситуация вокруг Украины затянется, это неизбежно приведет к тому, что в мире разразится энергетический и продовольственный кризис.

Кризис газ ФРГ
Фото: financial-news24.ru

Такое мнение высказал бывший заместитель главы Всемирной торговой организации (ВТО), а также в прошлом заместитель министра коммерции Китая И Сяочжунь. “В настоящее время в мировой экономике уже наблюдается тенденция стагфляции с высокой инфляцией, высоким долгом, высокими процентными ставками и низким ростом”, — отметил он в ходе Китайской международной ярмарки торговли услугами.

Сяочжунь подчеркнул, что затягивание ситуации на Украине может привести к тому, что начнется глобальный экономический кризис “не меньших масштабов, чем в 2008 году”. В связи с этим экс-замглавы ВТО призвал отказаться от “менталитета холодной войны” и укреплять многостороннее взаимодействие, в том числе в рамках G20 и Бреттон-Вудской валютно-финансовой системы. По его мнению, государствам необходимо вновь выстраивать отношения, чтобы соединить “уже серьезно расколотый и фрагментированный мир”.

Между тем ранее издание “Хуаньцю шибао“ отмечало, что ослабление евро к доллару — проблема не экономическая, а политическая. В планы США не входит сильная и независимая Европа, валюта которой составит конкуренцию доллару.

В течение последних нескольких месяцев евро неуклонно падает. Около года назад курс европейской валюты к американскому доллару составлял 1,20. 13 июля во время дневных торгов он упал до 1:0,9998, что стало самым низким показателем за почти 20 лет.

 

Кризис охватит в основном Европу

За девальвацией евро стоит захватывающая игра власти. Он был выпущен на финансовый рынок 1 января 1999 года, а официальные торги начались 4 января, тогда же евро зафиксировал исторический минимум по отношению к доллару — 1:0,8252. С изъятием из обращения валют стран еврозоны 28 февраля 2002 года евро полностью укрепился по отношению к американской валюте, достигнув 15 июля 2008 года исторического максимума — 1:1,599. Кризис субстандартного ипотечного кредитования в США в 2008 году спровоцировал европейский кризис суверенного долга, и обменный курс евро отреагировал на это, начав планомерное снижение.

Последнее падение евро вызвано главным образом укреплением американской валюты, что на первый взгляд является обычным экономическим явлением. Столкнувшись с серьезной внутренней инфляцией, Федеральная резервная система США начала самое резкое повышение процентных ставок с 1980-х годов, подняв их на 25, 50 и 75 базисных пунктов в марте, мае и июне соответственно. Поэтому рынок предсказывает 30-процентную вероятность того, что ФРС повысит процентные ставки на 100 базисных пунктов в июле.

Кроме того, Министерство труда США недавно сообщило, что коэффициент безработицы в июне по-прежнему находится на низком уровне 3,6%. Занятость населения выросла, и на фоне быстрого и интенсивного повышения процентных ставок США активно “перекачивали” глобальный капитал-убежище с долларового рынка обратно в страну. Таким образом они снова “собрали жатву” со всего мира. На самом деле Белый дом прекрасно понимает, что резкое повышение процентных ставок приведет к глобальной экономической рецессии, но, чтобы спасти себя, американское правительство не пожалело даже “ценных союзников”.

С экономической точки зрения еврозона слаба: Еврокомиссия понизила прогноз роста реального ВВП в 2022 и 2023 годах до 2,6% и 1,4% соответственно, повысив ожидаемый уровень инфляции в 2022 году до 7,6%. В зоне евро есть три основных прогнозных показателя, но два из них — Индекс экономических настроений (ESI) и Индекс ожидаемой занятости (EEI) — снизились, а Индекс экономической неопределенности (EUI) вырос до 24,8. В июне 2022 года инфляция в зоне евро достигла самого высокого уровня с 1997 года и составила 8,6%, что более чем в четыре раза превышает собственное максимальное регулирование еврозоны в размере 2%.

Однако Европейский центральный банк не может последовать примеру ФРС и резко поднять процентные ставки, потому что государства-члены еврозоны, как правило, имеют большие внешние долги, и резкое повышение процентных ставок равносильно перерезанию им горла. Необходимо понимать, что даже государственный долг Италии, третьей по величине экономики в еврозоне, составляет 150% ВВП. В случае большого увеличения процентных ставок весьма вероятно, что Италия, как и Шри-Ланка, объявит дефолт по своему суверенному долгу, и страна столкнется с крупными потрясениями из-за банкротства. :///