Турция после вступления в силу лимита цен на российскую нефть не пропускает через проливы Босфор и Дарданеллы по крайней мере 20 танкеров.
Как сообщает Bloomberg эти суда везут в общей сложности около 18 млн баррелей нефти. По информации агентства, все танкеры, кроме одного, перевозят нефть из Казахстана, однако вышли из российских портов.
Турция, опасаясь выступить в качестве нарушителя лимита цен, с 1 декабря ввела дополнительное требование по страхованию к танкерам с сырой нефтью для прохода через турецкие проливы. Согласно указанию, Анкара требует от страховых компаний письмо, подтверждающее предоставление судну P&I-страхования (Protection and Indemnity Insurance).
Страховщики же настаивают, что на данный момент не могут предоставить такие письма. Кстати, как сообщил изданию The Financial Times источник в нефтяной сфере, российские страховые компании предоставили письменные подтверждения турецким властям для обеспечения безопасного прохода судов через воды страны. Так что застрявшие суда, предположительно, являются танкерами со страховками от западных компаний.
Потолок цен не распространяется на нефть из Казахстана, однако, предполагает Bloomberg, Турция предпочитает проявить дополнительную осторожность, поскольку танкеры следуют из российских портов.
Эмбарго и лимит цен на нефть РФ вступили в силу
Напомним, в понедельник вступили в силу санкции стран Запада, направленные против российской нефти. В частности, начинает действовать эмбарго ЕС на поставки танкерами нефти из РФ. «Запрещено предоставлять танкерам техническую помощь, обслуживание, финансовые услуги, связанные с торговлей или транспортировкой, в том числе путем передачи между судами, в третьи страны сырой нефти или нефтепродуктов, указанных в приложении», — говорится в документе ЕС.
Параллельно вступает в силу решение Евросоюза, стран G7 и Австралии о запрете на перевозку и страхование российской нефти стоимостью выше 60 долларов за баррель и минимум на 5% ниже рыночной. Необходимо пояснить, что введение еще и ценового потолка — это, по сути, смягчение первоначального плана ЕС полностью запретить финансирование и страхование российских нефтяных поставок и попытка избежать резкого роста цен на нефть. G7 вместе с поддержавшими инициативу странами контролируют большинство мировых транспортных компаний и страховщиков.
При этом перевозить нефть транзитом через РФ по цене выше потолка можно, если она не произведена в РФ и не принадлежит российскому гражданину или компании. Коалиция обещает запретить своим операторам в течение 90 дней страховать, обслуживать и финансировать суда третьих стран, умышленно перевозившие нефть РФ по цене выше потолка. Нарушившее ценовой потолок европейское судно обещают подвергнуть наказанию в соответствие с законами Евросоюза.