Airbus может утратить позицию лидера мировой авиаотрасли

Airbus может утратить положение лидера мировой авиаотрасли. Причина в том, что европейский авиаконцерн пытается отказаться от российского титана.

Airbus
Фото: cgtn.com

Легкий, прочный и тугоплавкий титан необходим для изготовления двигателей и шасси. Россия — давно ведущий игрок на этом рынке и проверенный поставщик высококлассного сырья по приемлемой цене.

“В настоящий момент мы по-прежнему закупаем определенную долю российского титана, однако, к счастью, находимся в процессе обретения независимости от этих поставок, — заявил журналистам на ежегодной конференции Airbus в Мюнхене глава оборонного и космического подразделения компании (Defence & Space) Михаэля Шольхор. – Это вопрос месяцев, а не лет”.

Он пояснил, что при изготовлении военной техники сырье из России уже не используют, но для переключения гражданского самолетостроения на альтернативных поставщиков потребуется некоторое время. Крупнейший в мире производитель титана — “ВСМПО-Ависма”. По оценкам экспертов, эта корпорация обеспечивала до 40% потребностей Boeing и до 60% — Airbus.

В июне генеральный директор Airbus Гийом Фори на генассамблее Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) в Дохе призывал не накладывать эмбарго на импорт металла.
Его услышали: несмотря на весь санкционный пыл, запрета нет до сих пор. “А если Россия накажет Запад, прекратив поставки титана, это может погубить “ВСМПО-Ависма”. Это одна из немногих сфер, где ни одна из сторон не заинтересована в изменении текущего положения дел”, — аргументировал Фори.

Он отметил, что Airbus располагала запасом титана и титановых деталей на срок от шести до 12 месяцев. Кроме того, в первой половине года импорт из России нарастили, чтобы увеличить стратегический резерв. Однако политика важнее бизнеса. И руководство европейского концерна все это время металось по миру в поисках альтернативных поставщиков.

 

Airbus рассчитывает на японский титан

Помимо России, титан производят Япония, США, Китай и Казахстан. Проблема в том, что для аэрокосмической отрасли нужно премиальное качество, а такого сырья лишь 8%. Остальное идет в другие сферы. В частности, Китай и Казахстан специализируются на титановой губке и выпускают очень мало металла, подходящего для авиации. К тому же нужна сертификация, а это очень хлопотно.

Авиастроители, по словам эксперта Французского института международных отношений Рафаэля Данино-Перро, в первую очередь рассчитывают на Японию. Однако дефицит неизбежен. Перро также обращает внимание на то, что разрыв с Россией означает отказ не только от самого титана, но и от сопутствующих технологий “ВСМПО-Ависма”, которые высоко ценятся.

Исполнительный директор агентства “Авиапорт” Олег Пантелеев говорит, что Airbus, конечно, выкрутится. Вопрос в том, во сколько это обойдется. “Наверняка детали из титановых сплавов подорожают на 50%”, — считает он. Эксперты не исключают и того, что Airbus продолжит покупать российский титан через посредников. Скажем, сырье пойдет на Восток, а оттуда на европейский рынок. Конечно, с существенной накруткой.

Все это грозит Airbus потерей конкурентоспособности. Boeing все же меньше зависела от поставок из России и лучше подготовилась к разрыву.