Есть три причины, почему Япония осталась в проекте “Сахалин-1”

Япония считает, что пока обойдется без нефти с проекта “Сахалин-1”. Но есть причины, почему она не собирается покидать проект.

Сахалин-1 добыча Exxon нефть
Фото: sdelanounas.ru

“Решение США по ограничению экспорта нефти с сахалинских проектов было явно согласовано с Японией. То есть отсутствие исключения для “Сахалина-1” — это почти наверняка выбор японской стороны. Различие в подходах, скорее всего, связано с кризисным положением самого проекта “Сахалин-1″, которое сложилось там в апреле-октябре этого года из-за саботирования его работы со стороны ExxonMobil… Вероятно, правительство Японии предполагает, что проблемы частично сохранятся и в 2023 году”, — сказал заместитель главного директора по энергонаправлению Института энергетики и финансов (ИЭФ) Алексей Белогорьев.

“Учитывая, что послабление для “Сахалина-2” действует тоже только до сентября 2023 года, очевидно, Япония считает, что ей не понадобятся в этот период поставки с “Сахалин-1”, — заявил эксперт.

При этом слабый текущий интерес не означает, что Sodeco готова или, тем более, намерена уйти из самого проекта. По словам Белогорьева, японское правительство исходит из четко обозначенной и озвученной много раз установки, что компании страны должны сохранять свое присутствие на Сахалине так долго, как это возможно.

На это, по мнению аналитика, есть три причины. Во-первых, жизненный цикл сахалинских проектов исчисляется десятилетиями, а не одним-двумя годами. И участие в них рассматривается Токио как стратегически важная и долгосрочно прибыльная инвестиция, что также актуально и для индийской ONGC. Во-вторых, Япония, “вполне склонная к экономическому национализму”, может рассматривать остров Сахалин как исторически зависимую от себя территорию. В-третьих, японские политики могут опасаться, что их место быстро займут китайские компании.

 

“Сахалин-1” не сильно пострадает от потолка цен

Тем не менее, на сам проект “Сахалин-1” отсутствие исключения из “потолка цен” повлияет не сильнее, чем на нефтяной экспорт России в целом, добавил Белогорьев. “Даже, скорее, слабее, поскольку порт Де-Кастри отличается выгодным географическим положением, благодаря чему его экспорт вряд ли заметно пострадает”, — заключил он.

Напомним, в середине ноября правительство РФ разрешило передать доли в новом операторе проекта «Сахалин-1» японской Sodeco и индийской ONGC. «Разрешить передачу 30-процентную долю в уставном капитале указанного общества компании «Сахалин Ойл энд Газ Девелопмент Ко., Лтд.» пропорционально принадлежавшей ей доле участия по соглашению о разделе продукции… Разрешить передачу 20-процентной доли в уставном капитале указанного общества компании «ОНГК Видеш Лимитед» пропорционально принадлежавшей ей доле участия», — говорится в распоряжениях кабмина.

Данное решение имеет важнейшее значение для Японии, заявил на пресс-конференции генеральный секретарь правительства Хирокадзу Мацуно. «Такое решение крайне значимо с точки зрения стабильных поставок энергоресурсов в Японию в среднесрочной и долгосрочной перспективе», — сказал он. Представитель кабмина также отметил, что власти продолжат работать над обеспечением энергобезопасности в тесном сотрудничестве между правительством и частным сектором.