Как живет российский нефтесервис в условиях санкций

Практически все нефтесервисные компании из недружественных стран, включая большую четверку Halliburton, Schlumberger, Baker Hughes и Weatherford, заявили в прошлом году о приостановке деятельности в России.

Восток ойл
Фото: rg.ru

Часть из них решили продать активы местному менеджменту, который самостоятельно продолжает работу без поддержки глобальных компаний и доступа к технологическим ресурсам.

“Наиболее востребованная технология для поддержания объемов добычи нефти — технология гидроразрыва пласта (ГРП). Сейчас 52% рынка в РФ представлены компаниями из недружественных стран, а доля отечественного оборудования ГРП составляет менее 1%. Российский рынок РУС (роторно-управляемые системы, оборудование, позволяющее управлять траекторией скважины) на 100% зависит от импорта. Шельфовые технологии также сильно зависят от него”, пишут эксперты “Яков и Партнеры” в своем исследовании “Перспективы развития нефтесервисной отрасли в России до 2030 года”.

“Текущая модель взаимодействия вертикально-интегрированных нефтяных компаний и OFS (oilfield services, рынка нефтесервисных услуг — ред.) не позволяет отечественным нефтесервисам инвестировать в исследования и разработки (R&D), что приводит к высокой зависимости от западных технологий, а инвестиционные возможности независимых нефтесервисов в России сильно ограничены”, — указано в исследовании.

“У России есть все шансы увеличить объем рынка нефтесервисов с 20 до 24 миллиардов долларов к 2030 году и сохранить объемы добычи на высоком уровне, но для этого надо наконец приступить к решению накопившихся проблем. В противном случае она рискует потерять до 20% добычи, в первую очередь из-за нехватки высокотехнологичных сервисов, предоставляемых исключительно западными компаниями”, — пишут эксперты в своем исследовании “Перспективы развития нефтесервисной отрасли в России до 2030 года”.

Как отмечают авторы, для нивелирования рисков снижения добычи и развития рынка нефтесервиса в России до 2030 года необходимо: утвердить список первоочередных (критически важных) технологий для развития отечественных сегментов нефтесервиса; согласовать с нефтяниками целевые объемы спроса и необходимые параметры качества технологий; согласовать с нефтяниками, производителями оборудования, нефтесервисами распределение мероприятий в рамках дорожной карты формирования технологий и меры господдержки по сегментам нефтесервиса.

Однако, что происходит на самом деле

По итогам 3го квартала 2022 г. одно из подразделений крупнейшей в мире нефтесервисной компании SLB (прежнее название — Schlumberger), работающее в России и Центральной Азии, нарастило выручку на региональном рынке на 25% по сравнению с предыдущим кварталом.

Об этом мы писали ранее со ссылкой на Reuters, знакомые с отчетностью компании.

  • SLB расширила свою деятельность в России за счет контрактов конкурентов, ушедших с рынка;
  • в 4м квартале 2023 г. ожидаются рекордные показатели прибыли;
  • решение руководства SLB остаться на российском рынке вызвало резкую критику, однако в итоге этот шаг окупился;
  • компания не нарушает санкции, введенные против РФ со стороны США и ЕС;

В результате, по итогам декабря 2022 г. SLB наняла в России около 70 новых сотрудников и остается крупным зарубежным работодателем примерно с 10 тыс. рабочих мест.