Развитие ветроэнергетики в Германии сталкивается с неожиданным препятствием: строителям нужны разрешения на транспортировку тяжелых турбин по дорогам страны, и они ждут их месяцами.
Учитывая, что в очереди на получение разрешений находится более 15 000 заявок, компании заявляют, что их проекты сильно задерживаются, а затраты на длительное складирование стальных сегментов башен, генераторов и лопастей исчисляются миллионами. Об этом пишет Рейторс в своей статье.
«Если ничего не изменится, к концу года это может стоить дополнительно 115 миллионов евро», — заявил Reuters Феликс Ревальд, представитель производителя ветряных турбин Enercon.
Для перевозки тяжелых грузов по мостам и автомагистралям необходимы разрешения на транспортировку. Иногда конструкции и дорожные знаки требуют демонтажа, а для некоторых грузов требуется сопровождение полиции, а другие можно отправить только ночью.
«В настоящее время это одна из самых неотложных задач для нас и наших конкурентов», — жалуется собеседник Рейторс Феликс Ревальд.
Задержки с получением разрешений обходятся компании в тысячи евро в день, сказал Ревальд, добавив, что узкие места могут только усугубиться по мере того, как к середине следующего года будет наращиваться строительство ветряных электростанций.
Германия стремится к 2030 году получать 80% своей электроэнергии из возобновляемых источников, 115 гигаватт из которых должны поступать за счет береговых ветроэнергетических установок, но отсутствие разрешений на транспортировку ставит под угрозу эту цель.
Компания Nordex, мировой лидер в производстве ветряных турбин, сообщила агентству Reuters, что парковочных мест для ее грузовиков слишком мало, а стоимость разрешений выросла в десять раз, при этом представитель заявил о «огромных задержках и значительных затратах».
По данным Nordex, в 2021 году стоимость заявок подскочила со 100 евро до более чем 1000 евро за разрешение. Но объем разрешений был настолько жестким, что компании часто подавали несколько заявок на случай различных непредвиденных обстоятельств.
«Я не могу подать заявление на получение разрешения на перевозку и завтра сказать: «Я поеду на зеленом грузовике вместо красного», потому что необходимо новое разрешение», — Кай Вестфаль, региональный руководитель транспортного отдела производителя ветряных турбин Vestas. сообщил Рейтер.
Согласно исследованию инженерной ассоциации VDMA, опубликованному в прошлом году, для перевозки ветряной турбины требуется в среднем около 150 разрешений, от 100 до 120 — для кранов и 60 — для компонентов турбины.
В отсутствие единого закона, регулирующего перевозки тяжелых грузов, каждая федеральная земля требует разных документов, говорится в исследовании.
Документы подаются с использованием программного обеспечения, выпущенного в 2007 году, и в соответствии с общими правилами, принятыми еще в 1992 году, но у каждого органа есть свои собственные административные правила для подачи заявок на получение разрешений, сказал исследователь VDMA Себастьян Стеул.
«Нам как можно скорее нужна геоинформационная система, которая объединит обработку всех процессов, связанных с крупным и тяжелым транспортом, и которая может быть использована как промышленностью, так и властями», — сказал Стеул.
Реструктуризация органа, который рассматривает заявки в 2021 году, усложнила проблему, заявляют компании, обвиняя в этом неподготовленный и неотзывчивый персонал, а также новый программный инструмент, который государственная компания Autobahn GmbH использует для проверки заявок.
В Autobahn GmbH заявили, что за одобрение отвечают федеральные земли, и что она предоставляет только экспертное заключение о судоходности запрошенного маршрута.
Государственная компания заявила, что делает все, чтобы ускорить этот процесс, но проверка транспортировки лопастей ветряных турбин была особенно сложной из-за их необычайной длины. По его словам, общенациональный, стандартизированный и в значительной степени автоматизированный процесс должен быть внедрен к концу 2023 года.
Между тем, оформление каждого разрешения займет до трех месяцев в Германии по сравнению со средним показателем от двух до трех недель в Нидерландах и около 10 дней в Дании.
Наличие специально обученных водителей и пилотов для всего парка таких крупных поставок ускорило этот процесс в Дании, поскольку властям больше не требуется полицейское сопровождение для каждой перевозки, сообщил агентству Мортен Арнсков Боеесен, старший советник Конфедерации датской промышленности.
Дорожное управление Дании приняло на себя эту ответственность от полиции в октябре 2021 года, и как представители отрасли, так и власти, похоже, довольны тем, как осуществляется этот процесс, сказал Сорену Андерсену, региональному менеджеру Датского дорожного управления.
«В Дании определенно проще: заявление подается за неделю… здесь мы можем только мечтать об этом», — добавил Вестфаль.