О том, что происходит с рынком недвижимости Москвы осенью после роста ставок на ипотеку и увеличения первоначального взноса, мы поговорили с Александром Кузиным, владельцем агентства недвижимости One Moscow.
“Изначально мы ожидали падения спроса, после многочисленных негативных прогнозов в СМИ и громких заявлений Набиуллиной.”
“Мы прогнозировали, что будет уменьшение интереса, но пока этого не происходит. Рынок сам уравновесился по двум кретериям. Во-первых, новая аудитория, у которой есть 20% на первоначальный взнос – вышла на рынок, а те, у кого изначально на взнос было лишь 10-15% с него ушли. Во-вторых, в каждом сегменте есть сви клиенты и объём этих клиентов такой большой, что рынок пока не отсвечивает и не демонстрирует падения спроса.” – сообщил Александр Кузин.
По нашему отчету за август мы увидели, что стал активнее продаваться премиум сегмент. Элитная недвижимость также подаётся, но не супер активно: покупатели здесь чаще отдают предпочтение вторичке – сделок с полтора-два миллиона за метр не так много, но они есть. При этом в премиум-сегменте вы видим значительное увеличение спроса и увеличение чека. По нашей статистике, статистике коллег и застройщиков сделок на суммы от 30 до 70 млн. стало существенно больше.
О рынке можно судить и по нашим показателям. Например, мы поставили себе план продать объектов на 3 млрд руб. Это будет нашей рекорд и сейчас мы двигаемся в рамках этой цели, каждый день идут подписания.
Осенью продолжает расти активность на вторичном рынке. По всем объектам, которые мы берём в работу, сразу начинаются звонки, проходит много показов и встречи. То есть люди отдали детей в школы и пошли выбирать себе объекты, активы и так далее.
При этом мы видим, что изменения по условиям банков, когда выросли ставки и первоначальный взнос стал больше, не критично влияют на спрос, в том числе по новостройкам.
Ситуация в инвест недвижимости также показывает себя хорошо. Мы видим это по инвест проектам, которые в прошлом году у нас покупали клиенты. Изначально мы сильно переживали за рост, но на практике видим, что некоторые лоты, которые продавались прошлым летом в Primavera в инвест проекте за 380-400.000 тысяч за метр очень сильно за год выросли в цене. Что показательно, хороший рост показывают крутые продукты с твердой ценой за метр в твёрдых локациях. Если проект проседает по какому-то пункту, рост не такой значительный или составляет минимум.