Искусство повышать нефтеотдачу. На аукцион выставили коллекцию картин известного нефтяника

На аукцион выставлена коллекция произведений искусства Исаака Орентлихермана. Для нефтегазовой отрасли это почти знаковая фигура.

В 90-х годах прошлого века и в начале двухтысячных его компания “ИНЕФ” выполняла работы по повышению нефтеотдачи пластов и интенсификации добычи нефти (ПНП и ИДН) по технологии АРСиП (Акустическая реабилитация скважин и пласта).

По технологии АРСиП было обработано около 4000 скважин в Казахстане, в Азербайджане, в Туркмении, в Венгрии, в Прибалтике и конечно же в России. Среди заказчиков были Лукойл, ТНК, Роснефть, ГНКР, КазМунайГаз, и другие добывающие гиганты.

Но только очень ограниченный круг людей знал, что Исаак Орентлихерман еще и художник. Его картины выставлялись на выставках в России, в Азербайджане, в Туркмении, во Франции, в Швейцарии и многих других странах. Его картины хранятся в частных коллекциях и галлереях в России и за рубежом.

На выставках, среди любителей искусства, всегда можно было встретить его коллег руководителей компаний, которые интересовались не только искусством, но и лично творчеством Исаака.

Фото из семейного архива. АРТМАНЕЖ-2003

История жизни Исаака настолько разнообразна, чтобы понять глубину и широту его философского отношения к жизни, попробуйте представить, что однажды, в ноябре 1982 года, во время своего визита в СССР, мероприятие Исаака Орентлихермана посетил Первый секретарь ЦК Коммунистической партии Кубы Фидель Кастро.

Фото из семейного архива. Исаак Орентлихерман и Фидель Кастро во Дворце культуры Совхоза-комбината им 50-летия Октября

Однажды, в августе 2008 года, на выставке Исаака Орентлихермана в Углечском историко-архитектурном музее побывал Президетнт России Дмитрий Медведев. Об этом событии вышла статья Федора Ромера в газете “Культура”.

“Еще до открытия выставки Д.Медведев зашел в собор-музей. И Исаак Орентлихерман оказался, полагаю, первым художником в России, чью выставку посетил ненароком Президент. Так что событие вышло государственного масштаба. Вот вам и “Пересечение пространств”. – писал об этом Федор Ромер

Среди топ-лотов его картин — работа “Прикосновение”. Написанная в 2003 году маслом на холсте. В каталоге картин есть и другие работы автора.

По этому поводу хочется вспомнить эссе написанное искусствоведом Анатолием Азаревичем в 2003 году.

Круг вписан в квадрат

Прикосновение. Но что сразу замечаешь в этом традиционном сюжете?

В нем соединяется несоединимое: жесткая композиционная конструкция, что понятно для художника, прожившего хоть немного в ХХ веке и тонкая, звучная живопись, настоящая живопись, которая так редко совмещалась с конструктивным решением во второй половине минувшего века.

Здесь, говоря языком структурализма, налицо откровенный живописный текст на опоре жесткой конструктивной системы. Но что самое неожиданное – это душевная эмоциональная аура, то, что принято сейчас называть энергетикой картины. Трепетная нежность совмещается с космичностью земных чувств, трогательная деликатность обнаженных фигур утверждает святость эроса, будничная каждодневность срастается с библейской всеохватностью изображения. Все перечисленное – ключевые понятия этого живописного текста.

Картина написана масляными красками на холсте. Размер полотна 1м х 1м. Автор картины художник Исаак Орентлихерман.

И в этом имени тоже есть библейская упрямая основательность и непреложность.

Что значит осознать свое имя Исаак во всей глубине библейской укорененности? Это значит доверчиво держать за руку отца, ведущего тебя на жертву. В этом путешествии есть предощущение, что что-то не досказано.

Доверие жизни, ее истинности, ее побеждающей силе, энергии, доверие солнцу, его лучу и его теплу.

Как все значительно в жизни! 40 лет Исаак Орентлихерман не притрагивается к маслу. 40 лет – сакральное число Исхода. Именно 40 лет Моисей ведет свой народ через пустыню к свободе.

Итак, 40 лет только графики. А ведь в Бакинском художественном училище, которое художник заканчивает в 1961 году, его живописные работы поражали точностью и безошибочностью колористического чутья, все соученики и педагоги воспринимали его исключительно как живописца.

Но вот, только графика. Цвет возникает лишь через акварель, гуашь, пастель. Во всем царит линия. Певучая, музыкальная, заботливо обнимающая предметный мир. Обилие обнаженных тел, их прикосновение, слияние. И все проникнуто световой силой листа, энергией света. Магия линии и магия света. Все изображаемое реально, фигуративно, но в то же время и сверхреально, метафизично, мистично. Но это не мистика ухода от жизни, от реальности, а приближение к истинности жизни, к вечному во временном. Художник осознает свою тему, он дает ей имя. Появляется цикл графических работ или, как модно называть, проект. Это «Исход»

Это вовсе не иллюстрации к библейской книге. Это не эксплуатация удачно найденной темы. Это путь к собственной свободе, вспышка понимания своих корней, своей биографии, своего дара, осознание смысла своего творчества и своих обязательств по отношению к зрителю. Все приобретает истинный смысл, близкое становится еще ближе, прошлое становится настоящим, а будущее перестает страшить.

«Исход» имеет успех на выставках в Москве, на выставке в Париже. Но художник не удовлетворен. Он чувствует, что это не просто тема, а путь, что высказанное – только начало. Ему теперь необходим цвет. И он возвращается к маслу.

Все эти годы живописного постничества оказались не только годами самоосознания художника. Ему удалось миновать искушения модными течениями, Сциллу и Харибду мировой культуры последних десятилетий – концептуализм и постмодернизм. Исаака Орентлихермана эти соблазны не затронули. Он возвращается к живописи, когда весь мир стал к ней возвращаться, но ему удалось сохранить, если можно так выразиться, художественное здоровье.

Этот художник знает, чего он хочет. Как он сам говорит, его интересуют «библейские будни», т.е. всё в нашем безумном мире, но это всё – в ракурсе вечного, он художник Исхода, пути к свободе и истине.

Палитра художника строга и лаконична. Все оттенки красного и тончайший зеленый, градации от розового до фиолетового и, конечно же, желтый, во всем своем солнечном многообразии, свет являющий себя цветом в полнокровной, радостной звучности.

Живописный дар Исаака Орентлихермана посвящен реальности, но реальности сущностной, мистической. Этот эпитет, затуманенный десятками лет советского толкования, постепенно возвращает себе свой истинный смысл, приобретает новое глубинное значение и слово реализм, оно возвращается к нам с возвращением самой реальности. Мистическое означает тайное, тайна реальности – вот что стоит за творчеством Исаака Орентлихермана, он мистический реалист, и мы ждем его новых открытий.

Возвращаясь к нефтегазовой теме, хочется отметить тот вклад, которы внес Исаак Орентлихерман в развитие нефтегазовой отрасли. Его разработками до сих пор пользуются различные компании. Его публикации вошли в учебники по добыче нефти и газа.

Талантливый человек, он талантлив во всем!

В эти дни Исаак Орентлихерман отмечает 82 года. Мы искренне поздравляем его и желаем ему доброго здоровья, мирного неба, и как говорится, – До 120!