ЕС отказался от запрета на продажу танкеров России

Танкер нефтепродукты ЕС

Страны ЕС отказались от запрета на продажу России нефтяных танкеров, который Еврокомиссия предлагала ввести в 12-м пакете санкций.

“ЕК изначально хотела запретить продажу старых танкеров российским юридическим лицам или их использование в России, а также юридическим лицам, которые могли бы использовать танкеры для обхода ограничений G7 цен на нефть, но от этого условия отказались”, — сообщает Reuters со ссылкой на дипломатические источники в Брюсселе.

Инициативу провалили средиземноморские страны с их мощными морскими транспортными компаниями. Это корпорации опасаются, что такое решение подорвет их конкурентоспособность. Теперь 12-й пакет требует от морских перевозчиков из стран, которые поддерживают санкции ЕС, чтобы они лишь уведомляли Еврокомиссию о продаже танкеров России.

В то же время ЕС планирует поручить Дании проверять и, возможно, блокировать танкеры с российской нефтью, проходящие через ее воды, сообщает The Financial Times (FT) со ссылкой на источники. Как утверждает FT, речь идет о танкерах, следующих транзитом через датские проливы без западной страховки. Ее отсутствие в рамках закона позволяет странам ЕС проверять суда, которые могут представлять угрозу для окружающей среды.

Конвенция ООН по морскому праву, регулирующая морское судоходство, включает положения, позволяющие «начать судебное разбирательство, в том числе с задержанием судна», при наличии «явных объективных доказательств» того, что есть серьезная угроза нанесения ущерба прибрежным районам. Но, по данным FT, на деле все будет зависеть от способности военно-морских властей Дании останавливать и проверять танкеры.

Этот вопрос начали прорабатывать после того, как западные чиновники признали, что «почти ни одна» из поставок нефти морским транспортом в октябре не была осуществлена ниже лимита $60 за баррель. Западные чиновники считают, что требование надлежащей страховки судов оправдано, так как многие поставки российской нефти осуществляются на «теневых флотах» старых судов, у которых повышен риск поломки или разлива, «что может привести к крупной экологической катастрофе».

Также неизвестно, что будет делать Копенгаген, если корабль откажется остановиться. Представитель датского оборонного командования заявил газете, что они «не проверяют документы или корабли, проходящие через проливы, если только это не связано с безопасностью на море». Правительство Дании отказалось от комментариев.

«Если отвечать коротко, мы не проверяем документы или суда, проходящие через проливы, если только это не связано с безопасностью на море», — заявил изданию представитель датского оборонного командования.