Российскому ТЭК грозит серьезный дефицит кадров

Газопровод Газпром Газстройпром дефицит

К концу десятилетия Россия станет испытывать серьезный дефицит кадров. К такому выводу пришли в компании «Яков и Партнеры» (бывшая консалтинговая фирма McKinsey).

В частности, как сообщает РБК со ссылкой на данные исследования, проведенного экспертами компании, к 2030 году недостаток квалифицированных специалистов в РФ достигнет 2–4 млн человек. На этом фоне в «Яков и Партнеры» ожидают потери ВВП на уровне 1–2%.

Эксперты оценили, что за 2018–2023 годы количество вакансий в стране выросло в 1,8 раза, что говорит о начавшемся кадровом “голоде”. Наибольший дефицит будет наблюдаться среди лиц со средним специальным образованием (от 1,1 млн до 2,2 млн человек). Это касается, в том числе, сферы ТЭК.

Так, по данным исследования hh.ru, в настоящее время работодатели в сфере нефти и газа испытывают потребность в кадрах на 92% больше, чем в 2021 году. Компании ТЭКа находятся в поиске самых разных специалистов – от представителей сферы добычи сырья до менеджеров по продажам, строителей, рабочих. В топ-10 самых востребованных профессий ТЭКа вошли и ИТ-специалисты – на них приходится почти 10 процентов от всех вакансий, открытых нефтегазовыми компаниями в прошлом году.

“Трудности с подбором кадров касаются всех востребованных специализаций в нефтегазовой отрасли, – отмечает руководитель службы исследований hh.ru Мария Игнатова. – Так, на одну вакансию сварщика приходится лишь 1,3 резюме (при норме в 5-6), на одну вакансию машиниста и слесаря – по 1,4 резюме, на одну вакансию разнорабочего – 1,7, продавца – 1,8, электромонтажника – 1,9”.

В сентябре в hh.ru провели опрос среди работодателей нефтегазовой сферы и выяснили, что 62% компаний испытывают сложности в подборе персонала. 58% опрошенных отмечают, что нанимать новых людей стало труднее. Сложнее всего ситуация обстоит со сварщиками: 36% нефтегазовых компаний отметили, что нанимать таких специалистов сложнее всего.

Сами работодатели считают, что основная причина, которая затрудняет подбор персонала, – слишком высокие зарплатные ожидания соискателей. Так ответили 62% опрошенных. 56% полагают, что сложности связаны с низким уровнем подготовки этих специалистов, 53% указали, что их просто недостаточно на рынке.

В «Яков и партнеры» полагают, что справиться с дефицитом путем применения привычных инструментов, – то есть увеличением оплаты труда – будет трудно. Такие методы позволят покрыть до 50% нехватки сотрудников. В этой связи компании нефтегаза начали активно сотрудничать с профильными вузами и ссузами.

Это помогает “вырастить” по-настоящему нужных специалистов, а учебным заведениям – решить сразу несколько задач: обеспечить студентам производственную практику и трудоустройство. Кроме того, взаимодействие учебных заведений и бизнеса дает возможность скорректировать учебный процесс так, чтобы в итоге рынок труда получил специалистов с востребованными знаниями и навыками, отмечают в hh.ru.

Еще более охотно нефтегазовые компании приходят в колледжи и техникумы. Такое сотрудничество помогает не только подготовить необходимых специалистов, но и дополнительно замотивировать студентов и в конечном итоге повысить престиж рабочих специальностей.

Среди специальностей, в которых нуждается ТЭК, отдельной строкой идут ИТ-специалисты. Цифровизация отрасли, а также потребность в замещении зарубежного ПО и различных цифровых продуктов привела к тому, что российские разработчики сейчас на вес золота. В нефтегазовом секторе, по данным hh.ru, более 30% компаний имеют собственный учебный центр. Эксперты отмечают, что компании, не дожидаясь, когда нужные кадры появятся на рынке труда, готовы самостоятельно “взращивать” необходимых специалистов с уровня junior до высококвалифицированных работников, несмотря на определенные трудности и издержки, связанные с этим процессом.