Баланс, достигнутый на газовом рынке ЕС, весьма хрупок

ЕС Еврокомиссия цена газ ЮГК

Баланс, достигнутый на газовом рынке ЕС, на самом деле, довольно хрупок, его легко нарушить.

“Сейчас на европейском рынке очень хрупкое равновесие. Сильно упал спрос: по итогам 2023 года – 330–340 млрд кубометров, тогда как в 2022 году было 360 млрд кубометров, а до этого 420 млрд. Масштаб падения понятен”, – сказал РИА Новости аналитика проектного центра по энергопереходу и ESG “Сколтеха” Сергея Капитонова.

Спрос на газ в Европе остается, возможности по импорту ограничены, а цены по-прежнему высоки, добавил эксперт. При этом около 15% импорта СПГ странами ЕС поступает из России. “Давайте сейчас запретим эти 20 млрд, выбьем еще оставшиеся 25–27 млрд российского газа с рынков Западной, Юго-Восточной Европы и посмотрим, как цены отреагируют”, – продолжил Капитонов.

“Какая получается арифметика – от “Ямал СПГ” в Европу идет 18 млрд кубометров, еще около 25 млрд “Газпрома”. Давайте вычтем еще 40 млрд кубометров из европейского импорта – кажется, что крохи, но в сумме это не такие и крохи”, – добавил Капитонов. При этом спрос на газ ниже 300 млрд кубометров для стран ЕС невозможен, считает эксперт. “ВИЭ замещает максимум 5–10 млрд кубометров в год, тоже есть свои пределы”, – подчеркнул аналитик.

В связи с этим, если Европа рассчитывает на рост, по крайней мере до 2030 года, ей нужно пройти еще шесть лет, указал Капитонов. Тогда на европейский рынок пойдут новые объемы газа, и он сбалансируется. “Европе нужны будут какие-то объемы, и Россия после окончания всех геополитических событий могла бы быть хотя бы балансирующим поставщиком, то есть в периоды роста спроса могла бы выступить гарантом энергобезопасности, обеспечивая пиковые нагрузки”, – подчеркнул он.

“В Центральной и Восточной Европе – Австрии, Венгрии, Сербии – российский газ имеет свое место. Надеюсь, он не будет оттуда вытеснен политическими методами, как, например, повышение Болгарией тарифа на транзит российского газа”, – сказал Капитонов в заключение.

ЕС испытывает трудности в составлении новых мер против РФ, так как “все крупные объекты” уже находятся под санкциями или недоступны, писала ранее газета Politico со ссылкой на высокопоставленного европейского дипломата. В материале уточнялось, что к “недоступным” вариантам относятся, в числе прочего, меры против российского СПГ. Многие страны региона, включая Германию, не хотят, чтобы это сырье попало под санкции.