Газовый мегакомплекс в Усть-Луге получит средства ФНБ

Усть-Луга комплекс газ Газпром ФНБ
Фото: gasandmoney.ru

Газовый мегакомплекс “Газпрома” в Усть-Луге получит средства от Фонда национального благосостояния (ФНБ).

Правительство приняло решение внести комплекс в перечень реализуемых за счет ФНБ, говорится в паспорте проекта. Создание интегрированного газоперерабатывающего и газохимического комплекса осуществляют проектные компании “Русхимальянс” и “Балтийский химический комплекс”.

Участниками этих проектных компаний являются “Газпром”, “Русгаздобыча”, “Газпром ГНП холдинг” и “Национальная газовая группа”. Сырьевой базой для комлекса послужат месторождения Надым-Пур-Тазовского района, а также залежи Тамбейского кластера.

Каждая из двух частей мегапроекта в Усть-Луге будет реализована в две стадии. Строительство объектов первой очереди газоперерабатывающего комплекса – 2021-2025 годы, второй очереди – 2023-2026 годы, СПГ-завода – 2024-2026 годы и 2024-2027 годы соответственно. Комплекс газохимии будет построен в 2026-2027 годах.

Начиная с 1 января 2029 года на комплексе ежегодно будет перерабатываться 45 млрд кубометров газа, производиться 13,1 млн тонн СПГ, до 3,6 млн тонн этановой фракции, до 1,7 млн тонн сжиженных углеводородных газов (СУГ), до 0,13 млн тонн пентан-гексановой фракции. Оставшийся после переработки сухой отбензиненный газ (18,9 млрд кубометров) будет направляться в газотранспортную систему “Газпрома”. Производство полиэтилена составит до 2,8 млн тонн в год.

Общие инвестиции в строительство комплекса по переработке этансодержащего газа в Усть-Луге составят 4,915 трлн рублей. Капитальные вложения для реализации проекта составят не менее 2,97 трлн рублей, в том числе по проекту газоперерабатывающего комплекса – 1,458 трлн рублей, газохимического комплекса – 1,512 трлн рублей. При этом потребность в финансировании инвестпроекта в Усть-Луге за вычетом НДС и операционного потока на инвестиционной стадии окажется равна около 4,12 трлн рублей.

Источниками финансирования выступят заемные средства (не менее 2,882 трлн рублей, будут погашены в течение 16 лет), собственный капитал и средства партнеров (не менее 1,235 трлн рублей) и средства ФНБ (900 млрд рублей, поровну по 450 млрд рублей на газоперерабатывающий и газохимический комплексы).

Рост спроса на СПГ будет обеспечен за счет Китая, Индии и Юго-Восточной Азии, следует из документа. Дополнительными рынками сбыта могут стать Бангладеш, Пакистан, Малайзия, Вьетнам, Мьянма, а также страны Атлантического региона (в первую очередь Турция и Бразилия). Сухой отбензиненный газ пойдет на внутренний российский рынок.

Рост спроса на производимый СУГ будет обеспечен за счет роста интереса к нему в Китае, Индии и Турции. Рост спроса на полиэтилен будет обеспечен за счет роста интереса к полиэтилену в Китае, Индии и Турции, “обусловленного наращиванием в этих странах мощностей по производству конечной продукции из полиэтилена, а также прогнозируемого общего экономического роста в этих странах”.

В качестве сильных сторон проекта в документе указаны: низкий уровень операционных затрат (дешевый сырьевой газ, низкие производственные затраты, современная крупнотоннажная мощность); гарантированный долгосрочный доступ к природному газу; отсутствие необходимости дополнительных капитальных вложений в связи с использованием собственной трубопроводной сети “Газпрома”.

Выгодное береговое расположение вблизи морского порта позволяет снизить стоимость логистики и обеспечивает гибкость поставок на экспортные рынки. Кроме того, имеется возможность использования инфраструктуры порта Усть-Луга для целей хранения готовой продукции в контейнерах. Еще один плюч – широкая диверсификация по видам и маркам полиэтилена.

Слабые стороны, указанные в паспорте, следующие: существенная величина требуемых инвестиций; волатильный характер регулирования рынка сжиженного углеводородного газа в Российской Федерации (пошлины на экспорт); газохимический комплекс будет новым производителем на высококонкурентных целевых рынках сбыта; ограниченный спрос на полиэтилен на внутреннем российском рынке.

Перечислены в паспорте проекта и основные угрозы для его реализации. В частности, ими могут стать политические и экономические риски, в том числе санкции, затруднения в подписании долгосрочных контрактов с конечными покупателями и судовладельцами, дефицит газовозов. Отдельное внимание уделено угрозе перекрытия водных путей Данией для газовозов из России, а также строительство новых СПГ-мощностей и существенный рост экспорта полиэтилена из Северной Америки.