Индия вновь начала закупать российскую нефть Sokol

Танкер экспорт нефть Азия КНР РФ Sokol
Фото: presstv.ir

Индия после двухмесячного перерыва вновь начала закупать российскую нефть марки Sokol.

В частности, как сообщает Reuters, минимум два индийских нефтеперерабатывающих завода в феврале приняли поставки легкой малосернистой нефти из России. Среди компаний, которые купили Sokol — индийская Hindustan Petroleum. Она, скорее всего, будет платить за нефть в дирхамах ОАЭ.

Судно Seagull, перевозившее около 95 тысяч тонн Sokol, выгрузилось в западном порту Мумбаи в Индии 13 февраля, показывают данные отслеживания судов LSEG. Ранее Hindustan Petroleum редко покупала Sokol, компания закупила этот сорт для поставки в Мумбаи в августе.

В феврале частный нефтеперерабатывающий завод Nayara Energy, контрольный пакет акций которого принадлежит российским компаниям, включая НК “Роснефть”, также принял партию нефти Sokol. Данные LSEG также показывают, что три судна с российской нефтью — NS Lion, NS Arctic и Raven — как ожидается, прибудут в восточные порты Парадип и Вишакхапатнам позднее в этом месяце.

Индийским государственным НПЗ пришлось прекратить закупки Sokol в прошлом году после того, как правительство рекомендовало им не использовать китайские юани для оплаты российской нефти из-за напряженных отношений между Нью-Дели и Пекином.

В итоге более 10 млн баррелей непроданной нефти Sokol простаивали в морских танкерах, что стало одним из крупнейших сбоев в торговле российской нефтью с тех пор, как Запад ввел санкции против Москвы. Индия не получала Sokol в декабре и январе.

О том, что индийские компании решили оплачивать российскую нефть дирхамами, Reuters сообщил в начале февраля. Это стало возможным после того, как Государственный банк Индии начал проводить расчеты в валюте ОАЭ.

А между тем кризис в Красном море может дать Саудовской Аравии конкурентное преимущество перед Россией на индийском рынке с точки зрения цен на нефть. С середины января количество танкеров в Суэцком канале из-за угроз хуситов сократилось более чем наполовину. При этом фрахтовые ставки выросли на треть с середины декабря, а страховая премия выросла примерно до 1% от страховой стоимости, поясняет Reuters со ссылкой на аналитика отрасли.

Многие компании меняют маршрут на окружной, касается это и России. По данным исследования S&P Global Ratings, в первой половине 2023 года проход российской нефти составлял порядка 75% трафика по Суэцкому каналу в южном направлении. Большая часть поставок шла в Индию и Китай.

Обходной маршрут через мыс Доброй Надежды в Африке удлиняет время в пути почти на две недели. Это повышает общую стоимость транспортировки российской нефти. Для типичного рейса из порта Приморск на Балтике в индийский порт Сикка она выросла до 4,24 доллара.

Если страховая премия вырастет до 1,8% – а это вероятно в случае дальнейшего обострения обстановки – стоимость поездки через Красное море сравнится со стоимостью обхода вокруг Африки. А значит, российская нефть для Индии станет дороже либо прибудет позже, или и то, и другое одновременно, указывает агентство.

Такая ситуация может предоставить Саудовской Аравии новые возможности: их танкеры не должны проходить через Суэц. Увеличение продаж в Азию укрепило бы финансы страны, которая взяла на себя большую долю сокращений в рамках сделки ОПЕК+.