тэкно:///блог

ЦМИ: три варианта перспектив бюджета РФ — и все не очень позитивные

Пт, 20 Июнь 2014 | 11:55 |

Budjet Rubl ManyПерспективы российского федерального бюджета до 2020 года проанализированы экспертами Центра макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка. Они выявили, что существуют три вероятных сценария развития событий, причем все из них предвещают ему переход в новое состояние — рост дефицита, долговой нагрузки или кризис. Согласно выводам специалистов, рост государственных расходов бюджет выдержит, однако снижения цен на нефть до 80 долларов за баррель вряд ли переживет.

Формально бюджет РФ вполне сбалансирован – дефицит очень низкий, госдолг примерно 9,5% ВВП, что совсем немного. Но есть большое «но», которое портит всю картинку. Прежде всего это замедление экономического развития страны, которое уже привело к тому, что доходов будет не хватать, чтобы финансировать все ранее обещанные проекты. В ЦМИ считают, стагнирование российской экономики будет длиться примерно еще два года. Так, в 2014 году не будет никакого рост экономики России, а в 2015 году он составит порядка 0,5%. Уже из-за недобора ненефтегазовых доходов в прошлом году. На финансирование обязательств были направлены сверх нормы нефтяные доходы. Примерно такая же ситуаций сохраниться и в этом году.

По мнению экспертов ЦМИ, вполне вероятно, что российская экономика в 2014 – 2015 годах все-таки преодолеет стагнацию, но она будет расти достаточно низкими темпами — ежегодно примерно 1,5% вплоть до 2020 года. Этот вариант в ЦМИ считают наиболее вероятным сценарием, если сохранится относительно комфортный уровень цен на нефть — около 105 долларов за баррель в 2015 году и 104 доллара за баррель период 2016-2020 годов. При сохранении умеренной инфляции в 5-6% и плавном ослаблении рубля до 41,2 рублей за доллар к 2020 году. Но даже в этом случае при сохранении текущего уровня госрасходов в 20-21% ВВП сохранить бюджетное правило, удерживая дефицит в пределах 1% ВВП, вряд ли получится: доля ненефтегазовых доходов будет стагнировать, а нефтяных — сокращаться, если не случится более существенное ослабление рубля. К 2020 году дефицит бюджета увеличится до 3%, объем государственного долга для его финансирования скакнет до 20% ВВП. Причем это не так критично, хотя сегодня эти параметры выглядят и непривлекательно.

«Для большинства стран бюджет — важный элемент, а для России — ключевой, т.к. у нас все завязано на государство. Переход к дефицитному бюджету после 10 лет бюджетной стабильности — это серьезно, это качественное изменение ситуации», — говорит директор ЦМИ Юлия Цепляева.

По второму сценарию, который считается промежуточным между относительно оптимистичным и пессимистичным, дефицит бюджета РФ окажется еще выше. Согласно оному, российское правительство пойдет на повышение государственных расходов, что весьма вероятно, поскольку придется увеличивать трансферты регионам — расходы, связанные с присоединением Крыма, выполнением социальных указов президента и т.д., увеличатся. Да и геополитическая ситуация не даст возможность сэкономить на обороне и безопасности, а осуществление масштабных инвестпроектов снова выльется в дополнительную копеечку. В данном случае расходы увеличатся до примерно 22% ВВП, соответственно, рост дефицита бюджета составит порядка 5%, а государственный долг России увеличится к 2020 году до 26% ВВП. Увеличение расходов бюджета, конечно, помогут отчасти стимулировать экономический рост в стране, хотя и незначительно — до 2-2,3%, однако это притормозит увеличение дефицита и долговой нагрузки. Но в этом случае понадобиться жесткая финансовая дисциплина.

«Другие страны могут себе позволить волатильность бюджетной политики, мы — нет, — полагает Цепляева. — Наш якорь — прежде всего бюджетная политика. Инфляция не так опасна — при низких темпах роста она замедлится, от экономики ждать чудес не приходится — ее потенциал 2-3% роста. А вот метания в погоне за прекрасным вызывают беспокойство — ситуация недостаточных улучшений может перерасти в ситуацию высоких рисков».

Но самый негативный, но, увы, вполне реальный сценарий для России другой – связан он с падением цен на нефть. Если он реализуется, то для российского бюджета это станет настоящим шоком, полагают эксперты ЦМИ. Если цены на «черное золото» снизятся до 80 долларов за баррель уже в следующем году и «проболтаются» примерно на этом уровне до 2020 года, то бюджет столкнется с другими проблемами. Придется повышать расходы для обеспечения социальной защиты населения, плюс нужно будет разбираться с удорожанием обслуживания государственного долга. На внутреннем рынке внутренние займы будет практически невозможно получить, что приведет к росту общего долга – долговая нагрузка госбюджета может вырасти до 40% ВВП при условии, что половина дефицита (7-8% ВВП) будет профинансирована средствами суверенных фондов, которых хватит максимум на полтора года. В России будет высокий дефицит, резервов не будет, а стремительный рост государственного долга приведут РФ к лишению инвестиционного рейтинга. Это означает лишь одно – финансирование дефицита станет еще более тяжким бременем. Бюджетный кризис примет хронические черты, и выйти из него Россия сможет лишь путем коренного изменения бюджетной и налоговой политики. Экономика России практически встанет на несколько лет.

Третий сценарий хоть и в меньшей степени, но вероятен, считает Цепляева. Но с другой стороны, уже скоро может произойти перебалансировка мирового энергорынка, ведь что бы ни говорили скептики, но в мире все-таки происходит рост сланцевой добычи, отмена запрета экспорта сланцевых углеводородов в США уже, как говорится, на носу, и цены перейдут на новый уровень. Плюс геополитические риски, которые включают в себя и политические, и экономические аспекты. По мнению Цепляевой, подготовить российский бюджет к такому варианту развития событий проблематично, поскольку снижать расходы — не реально, а при уменьшении темпов роста экономики и вовсе неоправданно.

По мнению директора ЦМИ, в этих условиях очень важно определить приоритеты и честно себе сказать, что можно позволить, а что — ни в коем случае. Нужно финансировать инфраструктуру, используя, например, для этого накопленные резервы. Однако придется понять, что прежние «тучные времена», когда эти самые резервы и удалось накопить, вряд ли вернутся. По крайней мере в указанный период. Получается, как ни крути, а завязывать потуже пояса многим россиянам придется почти наверняка.   :///

 

Читайте аналитические материалы, обзоры и последние новости нефтегазовой индустрии на сегодня, 07 Декабря, в нашей ленте и в наших группах в социальных сетях: Facebook, Одноклассники, ВКонтакте и Twitter

Рубрики: Финансы | Темы: , , , ,

О чём говорят в интернете