Слияние Royal Dutch Shell и BG Group, а также устойчивый рост ExxonMobil привели к тому, что на глобальном рынке, похоже, появилась новая высшая лига: нефтегазовые мегакорпорации. Эксперты уже шутят, что Chevron, Total, British Petroleum, ConocoPhillips и ENI — это просто сектор средней капитализации, но, как известно, в каждой шутке…
При этом, правда, основной проблемой сверхгигантских компаний в нынешней ситуации является именно их размер, отмечается в материале интернет-издания Rigzone. Они настолько велики, что им приходится каждый год откладывать крупные проекты, чтобы сохранить существующий уровень добычи, считает Том Эллэкотт, корпоративный аналитик консалтинговой компании Wood Mackenzie.
Когда нефть стоила больше 100 долларов за баррель, ExxonMobil и Shell стремились развивать добычу на самых глубоководных и в самых северных областях, тратя на это миллиарды долларов. Однако теперь нефтекомпаниям мира приходится приспосабливаться к длительному периоду низких цен на нефть, и большинство подобных проектов даже близко не могут обеспечить 15-20-процентную прибыль на вложенный капитал, на которую рассчитывали эти мегакорпорации.
Но что касается текущего производства, здесь у мегакорпораций нет конкурентов. «Масштаб и разнообразие наших потоков наличности наряду с финансовым потенциалом дают нам уверенность в будущем», – заявил генеральный директор ExxonMobil Рекс Тиллерсон в начале месяца. А глава Shell-BG Бен Ван Беерден сказал 15 февраля: «Сегодня мы присутствуем при рождении, несомненно, лучшей компании в нефтегазовой индустрии».
В свою очередь, Джон Браун, прежний генеральный директор British Petroleum и архитектор слияний в конце 1990-х – начале 2000-х, которые и создали Большую нефть, считает, что «масштаб – все еще самый важный фактор».
В частности, ExxonMobil и Shell вместе с BG смогли обеспечить в 2015-м годовой оборот в размере около 30 млрд долларов каждая. А их ближайший преследователь – Chevron — только 20 млрд, Total и BP — и того меньше. ExxonMobil производит в настоящее время более 4 млн баррелей нефтяного эквивалента в сутки, Shell-BG наступает ей на пятки с 3,7 млн баррелей. Уровень добычи остальных игроков не превышает 2,5 млн баррелей в день.
Кроме того, обе мегакорпорации обладают гигантским сектором нефтепереработки и нефтехимии, которые приносит им высокую прибыль в условиях ценового краха. В собственности ExxonMobil и Shell-BG находятся крупнейшие нефтеперерабатывающие производства в мире.
Тем не менее обе мегакорпорации в ближайшем будущем столкнутся с проблемой роста, если цены на нефть не начнут повышаться. Они продолжают придерживаться стратегии развития крупных проектов, хотя их ждут на этом пути серьезные трудности.
Shell полагает, что решением данной проблемы станет его слияние с BG, которая является одним из мировых лидеров на динамичном рынке сжиженного природного газа. В ExxonMobil царят подобные же настроения: купить конкурента, возможно, в американском сланцевом секторе, где проекты в большинстве своем небольшие и быстро начинают приносить доход, и, таким образом, стать еще крупнее.
Эта тенденция и стала основанием для утверждения Дэниела Йерджина, известного нефтяного аналитика и заместителя главы консалтинговой компании IHS, что ExxonMobil и Shell-BG явились провозвестниками новой эры в глобальной нефтяной промышленности — эры сверхгигантских корпораций. :///