Вчерашнее решение инвесторов вложить дополнительные средства в увеличение добычи на Тенгизском месторождении в Казахстане может быть признаком грядущего роста цен на нефть. Такого мнения придерживаются авторы статьи в интернет-версии американской деловой газеты The Wall Street Journal (WSJ).
Разработкой Тенгизского промысла в Атырауской области Казахстана занимается совместное предприятие “Тенгизшевройл” (ТШО). 50% в нем принадлежит американскому нефтегиганту Chevron, 25% – крупнейшему в мире нефтегазовому концерну ExxonMobil, 20% – казахстанской национальной компании “Казмунайгаз” и еще 5% – российскому предприятию “ЛукАрко” (“дочка” ЛУКОЙЛа). Американское издание обращает внимание на то, что Тенгиз – один из самых прибыльных нефтяных проектов в мире на протяжении последних 40 лет.
Во вторник участники консорциума ТШО приняли окончательное решение инвестировать в проект увеличения добычи на Тенгизском месторождении в общей сложности 36,8 млрд долларов. В 2015 году СП извлекло из казахстанских недр 27,16 млн тонн, в первом квартале 2016 года – 7,37 млн тонн. Проект расширения нацелен на то, чтобы увеличить производственную мощность ТШО на 12 млн тонн в год (260 тыс баррелей в сутки) до 39 млн тонн в год (850 тыс б/с). А на максимуме Тенгиз должен давать за 900 тыс б/с.
“Этот проект будет реализован с помощью собственных средств партнеров, мы будем использовать наш эксплуатационный денежный поток, чтобы финансировать проект, часть денег также придет с международного кредитного рынка”, – рассказал генеральный директор ТШО Тед Этчисон, добавив, что Казахстан профинансирует проект на 32%.
“Потрясающе верно выбрано время для подобного рода инвестиций”, – сказал в интервью WSJ Тодд Леви, руководитель департамента разведки и добычи в Евразии и на Ближнем Востоке компании Chevron.
По мнению авторов статьи, инвестируя в прирост добычи углеводородов сейчас, ведущие энергетические компании мира выиграют за счет значительного снижения себестоимости бурения и добычи сырья, которое последовало вслед за спадом цен на нефть. Вышки, насосы, строительные услуги, сталь и даже труд в нефтегазовой отрасли сейчас дешевле, потому что подрядчики (нефтесервисные компании) менее нагружены заказами и работой, чем во времена высоких цен. А ведь подобный этап длился несколько лет после финансового кризиса 2008 года и в итоге поднял цены на нефть выше уровня 100 долларов за баррель, отмечает WSJ.
“Последние инвестиции могут указывать на предстоящее восстановление цен на нефть, которые рухнули со 115 долларов за баррель в середине 2014 года до 27 долларов в январе”, – делают вывод авторы статьи. :///