Наступивший 2017-й скорее станет для экономики России еще одним годом неопределенности, чем годом прорыва. Таково общее мнение экспертов, опрошенных «Интерфаксом» в рамках открытой сессии “Экспертного совета аналитиков”.
Скромный ВВП, умеренная инфляция
Отечественные аналитики в основном полагают, что даже при благоприятной мировой конъюнктуре Россия вряд ли способна на впечатляющий рывок. Ведь у нашей экономики есть некоторые ограничения для роста. Такой точки зрения, в частности, придерживается заведующий кафедрой факультета финансового и банковского дела РАНХиГС Константин Корищенко.
“Повышение цен на нефть поможет бюджету, но экономику поддержит слабо. Что может дать импульс? Это – бюджет, кредитование и структурные изменения. Ждать повышения бюджетных расходов сейчас не приходится. Кредитование тоже пока находится не в лучшей форме с учетом текущей очень высокой реальной процентной ставки: она не создает стимулов для роста спроса на кредиты, а напротив приводит к росту сбережений. Наконец – структурные проблемы, вызванные высокой долей государства в российской экономике”, – отметил Корищенко.
По его оценкам, в 2017 году доллар будет стоить в пределах 60-65 рублей, нефть – в среднем около 55 долларов за баррель, а инфляция составит не меньше 5%.
Другие эксперты согласны с тем, что российская экономика, даже с учетом низкой базы предыдущего года и вероятного подъема цен на нефть в нынешнем, покажет достаточно скромный рост. Даже главный оптимист из числа опрошенных – заместитель гендиректора по инвестициям компании “Универ Капитал” Дмитрий Александров – видит естественные ограничители роста ВВП. В частности, невысок потенциал увеличения у потребительского спроса. Поэтому, по оценке Александрова, максимальной среди опрошенных аналитиков, нефть в 2017 году подорожает в среднем до 57 долларов за баррель, доллар опустится до 60 рублей, инфляция в России снизится до 4,8%, а ВВП – вырастет на 1-1,5%.
Самым же закоренелым пессимистом показал себя начальник отдела анализа мировых рынков группы компаний “Финам” Михаил Аристакесян. По его прогнозу, средняя цена нефти в 2017-м составит около 52,5 доллара за баррель, курс доллара – 57,5 рубля, инфляция – 4,3%, а рост ВВП – 0,7%.
Заметим, никто из экспертов не рискнул предположить, что инфляция в России по итогам наступившего года достигнет целевого для ЦБ уровня 4%.
Рано говорить о стабильном росте цены на нефть
Не добавляет определенности и развитие ситуации на мировом рынке нефти. Цены пошли вверх, но надолго ли хватит этого запала? Эксперты говорят, что давать однозначные прогнозы преждевременно, да и, по большому счету, бесполезно.
Такого мнения придерживается директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. Свою позицию он аргументирует от противного. Смотрите, мол, сколько аналитиков «хоронили» мировой нефтегаз, когда нефть была по 40 долларов, а он не только выжил, но и нашел новые пути развития.
“Нефтяная отрасль оказалась более устойчива к низким ценам на нефть, чем это предполагалось до обвального падения нефтяных котировок. На рынке преобладало мнение, что нефтяные компании при низких ценах на нефть просто не смогут работать, однако мы видим, что отрасль приспособилась и показывает неплохие результаты. Данное заблуждение было вызвано тем, что рынок не учитывал длительность инвестиционного цикла нефтяного сектора, для которого один или полтора года – очень маленький срок, чтобы в нем начались какие-либо заметные изменения”, – отметил Борисов.
По его мнению, прогнозировать дальнейшие события на нефтяном рынке очень сложно. Почти невозможно оценить даже будущий “нормальный” для отрасли уровень цен на нефть. Ведь сланцевая революция в США еще не завершилась, а напротив, вышла на новый виток: технология гидроразрыва пласта постоянно совершенствуется, эффективность растет.
“В этих условиях даже уровень нефти в 40 долларов за баррель может в какой-то момент оказаться достаточно комфортным для отрасли, хотя есть еще вопрос ресурсной базы. Одним словом, пороговые значения на данный момент я бы не взялся называть. Не стоит забывать про альтернативную энергию, эффективность которой также растет. Возможно, со временем ее доля на рынке станет ощутима”, – считает Борисов.
При этом эксперт предостерег от излишней переоценки степени влияния ОПЕК на рынок нефти. Даже если операция глобального снижения добычи будет успешной, участники рынка могут разочароваться в возможности картеля регулировать цены на нефть. Ведь текущий рост котировок, по мнению Борисова, носит спекулятивный характер и вряд ли является долгосрочным трендом.
Доллар в тумане
На конъюнктуру нефтяного рынка не меньше ОПЕК влияют чисто финансовые факторы, такие как курс доллара. Какая же судьба ждет американскую валюту в 2017 году? Тут мнения российских аналитиков разошлись.
Скажем, Аристакесян в доллар верит. В наступившем году он считает его лучшим вложением среди мировых валют, а США в целом отводит роль одного из главных забойщиков в мировой экономике. Разумеется, в том случае, если предвыборные обещания Дональда Трампа начнут воплощаться в жизнь. А вот Европа, скорее всего, превратится в основной источник экономического риска из-за всё возрастающей политической нестабильности.
“Воплощение предвыборных обещаний Дональда Трампа будет являться мощным магнитом для притока капитала в США. В то же время политическая неопределенность в Европе заставит инвесторов, желающих вкладываться в европейские активы, затаиться и занять выжидательную позицию”, – полагает сотрудник группы «Финам».
Его мнение не разделяет Корищенко. Профессор РАНХиГС, наоборот, считает, что доллар США в 2017-м будет находиться под серьезным давлением. Причем именно реализация некоторых пунктов экономической программы Трампа может свести на нет импульс, который в конце 2016-го придало курсу американской валюты решение Федеральной резервной системы повысить процентную ставку.
“Думаю, текущие уровни – это пиковые значения. Ожидания повышения ставок ФРС США могут не оправдаться. Особенно, если будет осуществляться предвыборная программа Дональда Трампа”, – подытожил Корищенко. :///