Ирак восстановил еще один важный элемент нефтегазовой инфраструктуры, который был разрушен американскими войсками еще 14 лет назад. Дизельное топливо вновь отправилось с нефтеперерабатывающего завода Дора в Багдаде на юг в Басру по железной дороге, а не автоцистернами.
Такого не происходило с 2003 года, когда США вторглись в Ирак. “Это достижение позволит увеличить количество перевозимого дизельного топлива и другой продукции с 1 тыс до 4 тыс кубометров в сутки, что уменьшит финансовые затраты и ущерб окружающей среде, а также отрицательное воздействие на дороги и мосты, позволит сэкономить время и силы”, – отметил министр нефти Ирака Джаббар аль-Лаиби.
А вот к решению проблемы доставки в Басру нефти с месторождений Киркука Багдаду пришлось подойти нестандартно. Напомним, центральное правительство Ирака не признало референдум о независимости Иракского Курдистана, и ввело войска в провинцию Киркук, которая была основным источником нефти для курдов.
Уходя, курдские нефтяники забрали с собой часть важного оборудования, из-за чего производство встало. Специалистам из Багдада довольно быстро удалось возобновить добычу, но проблема в том, что из Киркука выходит только один действующий экспортный нефтепровод — через Курдистан в турецкий порт Джейхан.
А трубопровод, который идет в обход курдской территории, давно взорван, и его восстановление требует времени и средств. Правда, Багдад уже объявил тендер на строительство нового нефтепровода, но его прокладка затянется на годы, а нефть нужно вывозить из Киркука прямо сейчас.
В результате Ирак начал отправлять «черное золото» из Киркука в Иран, причем в автоцистернах. На первом этапе на иранский нефтеперерабатывающий завод в Керманшахе будет отправляться 30 тыс баррелей сутки. Затем объем поставок будет расширен до 60 тыс баррелей в сутки.
Соглашение, которое подписала Иракская нефтяная маркетинговая компания SOMO с иранской стороной, предусматривает также, что иранская сторона будет поставлять нефть в таких же объемах и такого же качества в Басру. :///