Путь через РФ и КНР становится реальной заменой Суэцкому каналу

Европа все больше интересуется сухопутной альтернативой Суэцкому каналу. Речь идет о железнодорожном маршруте через Россию и КНР к азиатским портам.

Поезд контейнеры КНР РФ
Фото: twimg.com

Количество железнодорожных поставок резко по этому маршруту увеличилось с середины прошлого года почти в два раза по сравнению с 2019 годом. Да и блокировка Суэцкого канала из-за севшего на мель контейнеровоза Ever Given также способствовала росту популярности железнодорожного транспорта.

Убытки из-за инцидента с контейнеровозом Ever Given в Суэцком канале оцениваются почти в миллиард долларов. Пока администрация канала ищет виновных, которые возместят потери, поставщики и покупатели задумались о том, насколько надежны морские перевозки. И не стоит ли задуматься об альтернативных цепочках поставок.

Россия развивает Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали, чтобы снизить зависимость от европейского рынка и больше торговать с Японией, Южной Кореей и КНР. В то же время, в интересах России, чтобы и европейцы заинтересовались перевозками по российским железным дорогам. И на фоне происшествия в Суэцком канале внимание компаний из ЕС к доставке грузов из Азии через российскую территорию действительно возросло.

В апреле датская грузовая компания Maersk впервые отправила грузы из Японии в Британию по Транссибу. Перевозить контейнеры из приморского порта Восточный в Санкт-Петербург по этой магистрали компания планировала еще с 2019 года. “Транзит из Азии в Европу через Россию становится все более и более привлекательной альтернативой отправке товаров через Суэцкий канал”, – заявили представители Maersk.

В том же месяце впервые груз из Европы в Азию по российской железной дороге отправила финская компания-грузоперевозчик Nurminen Logistics. Из порта Вуосаари в Финляндии 40 контейнеров дошли до Восточного, а оттуда по морю – в японскую Йокогаму.

 

Новый Шелковый путь КНР загружается все сильнее

КНР, в свою очередь, уже несколько лет развивает проект нового Шелкового пути или Евразийского сухопутного моста. Это железнодорожная нить из Поднебесной в Европу через Россию и другие страны Евразии. Первый такой маршрут из Харбина в немецкий Гамбург запустили в 2015 году. За 15 дней – в два раза быстрее, чем по морю через Суэцкий канал, – поезд проходит через север Китая, Россию и Польшу. В основном из КНР в Европу по железной дороге отправляют электронику. Например, продукцию Apple, которую собирают на китайских заводах. А также прочую технику, одежду и обувь. В обратном направлении идут, главным образом, продукты питания – говядина и другое замороженное мясо, пиво, вино.

В прошлом году Китай стал главным торговым партнером Евросоюза, обогнав США. Импорт из Китая вырос по сравнению с предыдущим годом на 6% и достиг 454 млрд долларов. И если раньше большая часть торговли шла по морю, то в 2020 году на железные дороги пришлась почти половина перевозок. Это без малого в семь раз больше, чем в 2016 году, сообщала газета The Financial Times.

Даже в крупных портовых городах, таких как Шанхай и Шэньчжэнь, владельцы транспортных компаний отмечают, что клиенты все чаще интересуются железнодорожными перевозками. На фоне дефицита морских контейнеров от 20% до 30% клиентов одной из шэньчжэньских логистических фирм решили переправлять свой груз наземным транспортом.

Тем временем, эпидемиологическая обстановка в мире постепенно нормализуется и свободных контейнеров для перевозки морем становится больше. Вслед за этим снижаются тарифы и на железнодорожные перевозки. Так, в январе-феврале, по данным РЖД, цена за один контейнер составляла 9 тыс долларов, а в марте – уже 6-7 тыс долларов. Эксперты полагают, что тарифы на железнодорожные перевозки и дальше будут снижаться. :///