Новак проведет спецсовещание по ситуации на рынке топлива

Вице-премьер Александр Новак 9 августа проведет совещание о стабилизации ситуации на топливном рынке. На него приглашены руководители профильных ведомств, нефтяных компаний и Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ).

Новак G20 COVID-19

Кроме того, в совещании примут участие представители Российского топливного союза (РТС, объединяет розничных операторов топливного рынка, в его составе значительная доля частных сетей АЗС), сообщили “Интерфаксу” источники, знакомые с ситуацией.

К началу августа на топливном рынке сформировалась сложная ситуация. Из-за того, что границы по-прежнему закрыты, граждане России проводят летний отпуск внутри страны. И спрос на бензины серьезно вырос даже по сравнению с допандемийным периодом. При этом сейчас на многих НПЗ идет ремонт. Участники рынка даже говорят о рекордном для страны числе одновременных ремонтов НПЗ.

На фоне высокого спроса на бензины и ремонтов заводов на бирже возник ажиотажный спрос. И биржевые цены с небольшими остановками растут уже много недель подряд. В целом с начала 2021 года наблюдается постоянный рост биржевых цен на бензин, к августу он составил примерно 30%.

 

Новак рассказал о планах ввести запрет на экспорт бензина

В результате ФАС и Минэнерго сделали заявления о возможных мерах реагирования на рынке нефтепродуктов. 30 июля министерство предложило правительству в ускоренном порядке начать запуск процедуры запрета на экспорт бензина. Об этом говорится в сообщении ведомства.

Ранее Новак сообщил, что вариант запрета экспорта все еще рассматривается. Такой шаг он объяснил ростом спроса из-за рекордных биржевых цен и необходимостью обеспечить внутренний рынок. Минэнерго, по словам министра Николая Шульгинова, рассматривает возможность введения запрета на экспорт горючей смеси при сохранении рекордных биржевых цен на нее. Решение должны принять после завершения торгов 30 июля, уточнил он. А ограничения могут продлиться минимум три месяца.

Между тем член правления Независимого топливного союза (НТС) и глава аналитического центра Григорий Баженов считает, что запрет на экспорт бензина вовсе не даст никакого эффекта. “Я сомневаюсь, что это каким-то образом серьезно повлияет на ситуацию. Самая главная задача — это перенаправить объемы с распределения через мелкий опт на биржу”, — отметил Баженов.

Проблем с обеспеченностью топливом на внутреннем рынке, по его словам, нет. А на экспорт в силу рыночных факторов идут профицитные объемы — 10% бензина и около 50% дизеля. Однако в оптовом сегменте жесткая концентрация. “У нас порядка пяти компаний занимают 80% рынка… Нужно вместо очень маленьких нормативов продаж на бирже, которые сейчас есть в 11,5% по бензину и 7,5% по дизельному топливу, поставить, например, половину от общего производства”, — считает Баженов. Такой вариант мог бы обеспечить более открытый доступ для всех участников рынка.

Аналогичным образом, если запрещенный для экспорта бензин не пойдет в обязательном порядке на биржу, то ситуация с ростом котировок на бирже глобально не изменится, уверен эксперт. И эти объемы уйдут в запасы. “Это просто бессмыслица, не более того”, — подчеркнул Баженов. :///