Правительство РФ работает над тем, чтобы из-за вводимого запрета на экспорт бензина парк железнодорожных цистерн страны не превратился в “склады на колесах”.
“Во избежание использования транспортной инфраструктуры для хранения сейчас прорабатывается вопрос существенного увеличения штрафов за ненормативный простой по вине грузополучателя”, – сообщили в Министерстве энергетики.
В Минэнерго заметили, что скопления вагонов с нефтеналивными грузами на отдельных участках являются временными, они связаны с особенностями логистики. Кроме того, министерство взяло на особый контроль ритмичность поставок топлива на внутреннем рынке.
“Ситуация с топливообеспечением под контролем, запасы находятся на достаточном уровне. Отгрузки нефтепродуктов для потребителей всех категорий в целом осуществляются беспрепятственно, ритмичность поставок взята на особый контроль штабом Минэнерго. На отдельных железнодорожных участках наблюдается временное скопление вагонов с нефтеналивными грузами, связанное с особенностями логистики”, – добавили в министерстве.
Опрошенные ТАСС аналитики говорили, что запрет экспорта бензина, который будет введен с 1 марта на полгода, может привести к затовариванию рынка. Эксперт “ИнфоТЭК” Александр Фролов при этом подчеркивал, что риск такого варианта сильно меньше, чем осенью, когда были введены аналогичные меры, в том числе запрещены поставки дизеля на внешние рынки.
В РЖД 28 февраля сообщили, что участники топливного рынка все чаще стали использовать вагоны с цистернами в качестве “складов на колесах” для нефтепродуктов. Есть и случаи несвоевременной выгрузки нефтепродуктов морскими терминалами на Дальнем Востоке, в том числе для получателей в Магаданской области. Имеются и проблемы со сливом цистерн на нефтебазах, преимущественно на юге страны, добавили в компании.
Отгрузка бензина внутри РФ с начала 2024 года и без запрета экспорта выросла на 6%, до 4,2 млн тонн, а перевозка нефтяных грузов – на 2%, до 20,1 млн тонн. В компании отметили, что в срок доставляются более 96% всех отправок.
В РЖД добавляли, что имеющегося парка цистерн более чем достаточно для организации как внутрироссийских, так и экспортных перевозок. В феврале на путях необщего пользования без операций ежесуточно простаивает почти 18 тыс. нефтебензиновых цистерн.