Глава OMV о проекте «Северный поток – 2», газопроводе OPAL и водке

Зеле OMV

С моделью финансирования строительства второго трансбалтийского газопровода “Северный поток – 2” европейские компании – участники проекта определятся до конца 2017 года. Такое заявление сделал глава одной из них – австрийской OMV – Райнер Зеле в интервью ТАСС.

“В этом году мы должны сделать это, в следующем году надо начинать строить газопровод, – подчеркнул Зеле. – Мы с европейскими партнерами находимся в фазе согласования, чтобы продумать шаги и не допустить того, чтобы мы оказались в ситуации, когда нам придется наши договоренности вновь расторгать”.

Глава OMV дал понять, что некоторые расхождения между участниками проекта насчет способа финансирования присутствуют. Между тем необходимо выработать единый подход, который поддержали бы «Газпром» и все пять его европейских партнеров. В их числе помимо австрийской компании французская Engie, англо-голландская Shell, немецкие Uniper (100-процентная «дочка» концерна E.ON) и BASF/Wintershall.

Всем им в создаваемом совместном предприятии Nord Stream-2 AG должно было принадлежать по 10% акций. Однако летом 2016-го Польша заблокировала создание СП решением своего рыночного регулятора UOKiK. В конце года «Газпром» вынужден был расторгнуть соглашение акционеров и 3 февраля 2017-го поставил на свой баланс 100% капитала предприятия, строящего «Северный поток – 2».

Теперь концессионеры размышляют над моделью своего участия в проекте. По некоторым сведениям, европейские партнеры склоняются к варианту долгового финансирования строительства. Для этого «Газпром» должен выпустить конвертируемые облигации, которые выкупят другие участники, чтобы потом обменять их на акции. Вроде бы первой вложиться в такие ценные бумаги должна именно OMV, но официального подтверждения этой информации пока нет.

Капитальные вложения в газапровод «Северный поток – 2» оцениваются в 8 млрд евро. Его общая стоимость с учетом привлечения проектного финансирования составит 9,9 млрд евро. Ввод газовой магистрали в эксплуатацию намечен на конец 2019 года.

Блокирование OPAL по политическим резонам невероятно!

Зеле также высказался по поводу частичного блокирования работы трансгерманского газопровода OPAL, который фактически служит сухопутным продолжением действующей магистрали «Северный поток». Глава австрийского нефтегазового концерна считает абсурдным то, что такое происходит исключительно по политическим мотивам.

“Невероятно, что в угоду политическим интересам эти мощности блокируются, – заявил Зеле. – Ясно, что мощности, в которые инвестировались средства, должны использоваться”.

Однако глава OMV оптимизма не теряет и убежден в способности заинтересованных сторон найти правовое решение проблемы. То есть верит в то, что «Газпром» рано или поздно получит полный доступ к мощностям OPAL.

В принципе Еврокомиссия (ЕК) уже разрешила российской компании использовать немецкий газопровод на 80-90% его пропускной способности в октябре прошлого года. Однако и тут вмешалась настырная Польша, ярый сторонник сохранения украинского транзита газа в Европу. Государственная нефтегазовая корпорация PGNiG и польское правительство обжаловали решение ЕК в Европейском суде, и в конце декабря 2016-го право на расширенный доступ “Газпрома” к OPAL было приостановлено.

Воспользоваться этим правом российскому газовому концерну довелось только в декабре-январе (аукцион на транспортировку в январе состоялся до судебного вердикта). А вот в феврале «Газпром», как и прежде, вынужден довольствоваться половиной мощностей OPAL. Хотя Еврокомиссия по-прежнему убеждена в законности своего октябрьского решения и в его соответствии нормам Третьего энергопакета ЕС.

Обмен активами OMV и «Газпрома» состоится летом

Третья животрепещущая тема, которой уделил внимание Зеле в своем интервью, – грядущий обмен активами между OMV и «Газпромом». По условиям сделки австрийская компания получит 24,98% в проекте освоения четвертого и пятого участков ачимовских залежей Уренгойского газового месторождения. Взамен «Газпром» установит контроль над 38,5% предприятия OMV Norge AS и тем самым будет допущен австрийцами к разработке их месторождений на шельфе Норвегии в Северном море.

Базовое соглашение по этому поводу стороны заключили в декабре 2016-го. Глава OMV сказал, что рассчитывает подписать юридически обязывающие договоры о создании совместного предприятия к лету. После этого будет запущена процедура согласования сделки с властями Норвегии.

“У нас пока отсутствует важная составляющая – структура СП, – рассказал Зеле. – Пока этого нет, мы не можем вести переговоры”.

Норвегия очень трепетно относится к своим нефтегазовым ресурсам. Когда OMV и «Газпром» вели предварительные переговоры, норвежское министерство нефти потребовало ограничить участие российской компании в OMV Norge всего 25%, так как не хотело возрастания роли России в своей нефтегазодобыче. Однако «Газпром» не согласился на подобный вариант сделки и в итоге отстоял свои позиции.

Зеле не уточнил, когда конкретно будет подписан контракт на обмен активами между участниками сделки. Однако дал понять, что с этим проблем не будет. Ведь у него просто прекрасные отношения с председателем правления «Газпрома» Алексеем Миллером.

“Мы с Алексеем всегда находили хорошее место, чтобы подписать бумаги и выпить водки”, – подытожил Зеле.  :///