СМИ: сумеет ли Иран не поссориться с Россией из-за поставок газа в Европу?

Russia Iran

США и Евросоюз сохраняют антироссийские санкции в энергетической сфере и одновременно снимают санкции с Ирана, подталкивая обе страны к жесткому соперничеству за мировые энергетические рынки.

«Пикантная ситуация для двух государств, которые до сих пор испытывали друг к другу сердечное недоверие и поддерживали вынужденное сотрудничество, объединенные общей болью – быть жертвами западного всевластия», – отмечается в статье, пишет в испанском издании publico.es Низанин Арманьяк..

Однако, по мнению Арманьяк, России беспокоиться пока не стоит по этому поводу, несмотря на то, что Иран занимает первое место в мире по запасам природного газа (18,2% от общих запасов). Как отмечает автор статьи, Иран не сможет в краткосрочной перспективе конкурировать с Россией по целому ряду причин.

Во-первых, потому, что в настоящее время у Ирана достаточно низкие объемы производства газа: 172,6 млрд кубометров в 2014 году.

Во-вторых, Иран имеет очень высокий внутренний спрос, что заставляет страну ежегодно импортировать дополнительно 10 млрд кубометров «голубого топлива» из Туркмении.

В-третьих, пока у Ирана весьма незначительная доля в мировой торговле газом: всего 1% от общего объема, согласно данным за 2014 год.

И наконец, у Ирана устаревшая материальная база, на обновление которой потребуется не менее 100 млрд долларов иностранных инвестиций, остаются также опасения, что против ИР будут снова введены санкции, есть сложности и с добычей, особенно на самом крупном в мире месторождении Южный Парс в Персидском заливе, где как раз и работают оба нефтегазовых российских гиганта – ЛУКОЙЛ и «Газпром». Тегеран собирался было построить газопровод Иран-Ирак-Сирия от этого крупнейшего месторождения, чтобы поставлять газ в Европу, но в результате не задалось – это «стало одной из причин войны Саудовской Аравии, Израиля и НАТО против Сирии – помешать осуществлению этого плана», говорится в статье.

Возможно ли сотрудничество Ирана с Россией?

Еще в1971 году СССР построил первый иранский газопровод из Астары, по которому газ транспортировался в советскую республику Азербайджан. Но после достаточно длительного периода осложнений отношений Москвы и Тегерана был запущен Форум стран-экспортеров газа (ФСЭГ), в котором принимают участие 18 государств, владеющих суммарно 62,3% мировых запасов «голубого топлива».

«Участники ФСЭГ устанавливают цену, способную повлиять на мировые энергетические рынки, и координируют свои стратегии. Так, они заморозили спор о существенных запасах нефти и газа, залегающих на шельфе Каспийского моря. Россия и Иран объединили усилия, чтобы помешать осуществлению «западного» проекта строительства транскаспийского газопровода по дну Каспия, который должен был соединить Туркмению, занимающей четвертое в мире место по запасам газа, с Европой через Азербайджан. Официальная причина: «не определен юридический статус Каспийского моря», – пишет Арманьяк.

Борьба за Европу обостряется

Для Ирана получить европейский газовый рынок – это не только возможность прилично заработать, но и обеспечить свою нацбезопасность, поскольку зависимая от Ирана Европа снова вряд ли решится безоговорочно идти на поводу у США в отношении введения новых ограничительных мер против Ирана. Однако для этого ИР придется пройти долгий и тернистый путь, пишет автор статьи.

Иранский газ поставлять в Европу по газопроводу невозможно без использования территории Турции. Но для Анкары, несмотря на серьезное обострение отношений с Россией, идти на сближение с Тегераном также не вариант.

«Как раз наоборот: турки вступили в стратегический альянс с Саудовской Аравией, чтобы воспрепятствовать расширению сфер влияния Ирана в Ираке и Сирии. Российский самолет был сбит как раз на следующий день после визита Путина в Тегеран 24 ноября 2015 года, который самими иранцами был назван «важнейшим в истории Исламской Республики». В иранской столице лидеры обеих стран обговорили единую стратегию как в Сирии, так и на газовых рынках. Теперь турецкому лидеру приходится судорожно искать поставщиков газа в Катаре, в Туркменистане…», – отмечается в статье.

Но Иран может попробовать найти способ использования азербайджанского трубопровода, который в настоящее время строиться в сторону Европы.

Также Ирану придется ускорить модернизацию инфраструктуры и оборудования, чтобы поставлять в Европу СПГ и попытаться избежать проблем, связанных с прокачкой газа по газопроводам.

«Пока этого не случилось, Тегеран планирует продавать свой газ по-дешевке в стратегическом порту Чахбехар в Персидском заливе, через который пройдет новый Шелковый путь, разрабатываемый Китаем. А также усовершенствовать стратегию по превращению в регионального лидера по поставкам газа на Ближнем Востоке и в Азии, создав, в частности, газовый хаб.», – сообщает Арманьяк.

Но и Москва, по мнению автора статьи, тоже попытается максимально удержать за собой европейский рынок: Россия уже объявила о наращивании производства газа на 40% к 2035 году и тоже чтобы закрепиться на рынке Азии, отмечается в публикации.

«И настоящий удар для Ирана состоит в том, что Россия, похоже, берется за проект газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ), тот самый, что явился одной из основных причин оккупации Афганистана НАТО», – пишет автор статьи.

Получается, что план строительства газопровода Иран-Пакистан-Индия разрушен, хотя он способствовал бы усилению геополитических позиций Ирана в регионе. Однако в 2009 году этот проект был остановлен усилиями американцев.

«Включение Ирана в торговлю энергоресурсами затронет мировой рынок нефти, но не газа. Но даже и в этой ситуации Москва решила сменить политику: она ищет новые проекты для экспорта своего газа, а также технологии для разведки новых месторождений. В частности, россияне руководят разведочными работами на израильском газовом месторождении «Левиафан», – отмечает Арманьяк, который делает вывод, что сегодня Иран стоит перед выбором – то ли считать Россию конкурентом, то ли, по-соседски, партнером, рассматривая Москву как союзника в Совбезе ООН, способного помешать возможной агрессии против Ирана со стороны США, Израиля или Саудовской Аравии.

«И если такая газовая супердержава как Иран не может заменить Россию в Европе, на каких основаниях это хочет сделать Испания?» – задается резонным вопросом автор статьи.  :///

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.