Противники “Северного потока-2” активизировали свои действия

Туск

Решение о распространении европейского законодательства на российский проект “Северный поток-2” должно быть принято оперативно, заявил председатель Евросовета Дональд Туск, сообщает издание The Financial Times.

Он направил главам 28 стран-членов европейского содружества письмо, в котором указывает, что “время дорого”. В частности, Туск призывает страны Евросоюза поддержать поправку Еврокомиссии к директиве ЕС, чтобы она распространялась и на проекты по импорту природного газа.

“Мы хотим, чтобы столь важный проект, как этот газопровод (“Северный поток-2″), не существовал в (юридической) пустоте или не существовал только на основе российского права. И в связи с этим мы запросили у Совета ЕС мандат на переговоры с Российской Федерацией, чтобы решить, как законодательство (ЕС) может быть соблюдено в отношении этого газопровода”, – заявил ранее заместитель председателя ЕК по Энергосоюзу Марош Шефчович.

Ранее Еврокомиссия сочла, что газопровод «Северный поток-2» Европе, в принципе, не нужен, а стратегия диверсификации поставок энергоресурсов в страны ЕС развивается вокруг таких приоритетов, как реализация Южного газового коридора, развитие центра сжиженного природного газа (СПГ) в Средиземном море и содействие развитию использования СПГ в соответствии с той стратегией, которая была принята ЕК еще зимой 2016 года.

Ранее ЕК в очередной раз попыталась навязать новые правила игры на газовом рынке Европы — предложила применить для внешних газопроводов внутриевропейские правила игры, хотя, как считают некоторые эксперты, новые предложения Еврокомиссии не учитывают ни структуру поставок газа в страны Евросоюза, ни весьма сомнительные перспективы изрядно изношенной украинской газотранспортной системы (ГТС) Украины, ни специфику новых проектов, ни интересы целого ряда стран Европы, у которых, как и у Польши, и у Словакии, есть своя экономическая заинтересованность в реализации проекта «Северный поток-2».

Новые поправки к Газовой директиве ЕС предполагают применение основных принципов общеевропейского энергетического законодательства ко всем газопроводам, идущим из третьих стран по территории союза – действующим и тем, которые будут построены в будущем. Если поправки в итоге утвердят (предполагается, что только для морских трубопроводов), то, как минимум, шесть-семь государств – Алжир, Ливия, Марокко, Норвегия, Тунис, Великобритания (после возможного выхода из ЕС) и Россия с ее обеими «Северными потоками» могут быть вовлечены в этот процесс. Хотя в ЕК и утверждают, что новые правила игры, если они будут приняты, не станут препятствовать строительству каких-либо новых газопроводов, прежде всего – а это очевидно! – «Северного потока-2». Правда, в ЕК уже заявили и о нецелесообразности его строительства, сочтя достаточной и нынешнюю газовую инфраструктуру Европы — особенно на фоне ожидающейся острой конкуренции трубопроводного газа с СПГ.

На первый взгляд, заявленные цели выглядят весьма благообразно: недискриминационное в отношении некоторых государств ЕС установление тарифов на прокачку «голубого топлива», доступ к газопроводам третьих сторон (которые их не строили и не инвестировали в проекты), разделение деятельности по продаже и транспортировке газа (монополист сетей распределения должен предоставить 50% их емкости конкурентам) и т.д.

Сейчас “Северный поток-2”, подготовка к строительству которого идет полным ходом, под действие этих норм не подпадает, что нервирует ЕК и противников «Северного потока-2». Главные бенефицианты этого процесса в Европе — Польша и Словакия, которыми и создается общий негативный фон вокруг проекта.

Наше издание ранее подробно останавливалось на тех проблемах, с которыми столкнулся проект «Северный поток-2», а также о недекларируемых целях, которые имеют противники проекта. Также с большой долей уверенности можно предположить, что противники проекта, как в Европе, так и в США, кроме своих коммерческих интересов и набивших оскомину политических лозунгов, преследуют вполне конкретную цель – не дать возможность “развязать” руки России в случае обострения конфликта с Украиной. Поскольку предполагается, что Россия, если транзит российского газа через Украину сохранится, будет более сговорчивой с “коллективным европейским разумом”, так как не решится прекратить поставки “голубого топлива” в Европу через эту страну – со всеми вытекающими из этого последствиями.  :///