Новый канал в обход Босфора изменит ситуацию в Черном море

Турция фактически начала строить канал “Стамбул” между Мраморным и Черным морями в обход Босфора. О начале строительства объявил президент страны Реджеп Тайип Эрдоган на церемонии в Стамбуле.

Канал Стамбул
Фото: ocean.ru

Он нажал кнопку, символизирующую начало возведения одного из утвержденных в проекте мостов через новый канал. “Канал “Стамбул” – это новая страница в развитии Турции, новый шаг в дальнейшем укреплении нашего государства. По Босфору сейчас идет очень интенсивный трафик, один из самых напряженных в мире. Каждый проход большого судна по проливу несет серьезные риски аварий для города. Этот мост – первый шаг в реализации проекта канала”, – заявил Эрдоган. Церемонию начала строительства моста Сазлыдере транслировал телеканал NTV.

Мост Сазлыдере на одноименной плотине в западной части Стамбула станет одним из шести автомобильных мостов через новый канал. Это вантовый мост, дорожное полотно которого (по четыре полосы в обоих направлениях) удерживают 272 троса. Основной пролет моста будет длиной 440 метров, общая протяженность – 1,6 километра. Мост спроектирован с учетом судоходства по будущему каналу, и под ним смогут проходить крупные суда.

“На реализацию проекта канала понадобится порядка 15 млрд долларов, и мы рассчитываем закончить строительство в течение шести лет. Насчет инвестиций у нас нет опасений. Канал сам по себе будет способен их привлечь”, – сказал турецкий лидер. Канал, как указал Эрдоган, сможет принимать нефтегазовозы длиной до 275 метров и контейнеровозы длиной до 300 метров.

“Канал сократит время ожидания на проход между морями. Сейчас суда ждут очереди до 15 часов. Крупным судам тяжело идти по Босфору, избегая аварий. Канал это позволит, он в 12 раз безопаснее”, – сказал президент Турции. Он также отметил, что в конвенции Монтрё нет ряда требований по безопасности, что повышает риски катастроф при навигации на Босфоре.

 

Канал не противоречит конвенции Монтрё, утверждают Турции

Выступавший на церемонии бывший министр транспорта и экс-премьер Бинали Йылдырым, при котором разрабатывался проект канала, заявил, что “данный проект не противоречит конвенции Монтрё, а только укрепляет суверенитет Турции, повышает ее международный вес и укрепляет безопасность грузоперевозок”.

Тем не менее, эксперты считают, что канал позволит обходить конвенцию Монтрё о статусе пролива Босфор. Аргументация аналитиков основывается на том, что новый канал “вклинивается” в маршрут Дарданеллы – Мраморное море – Босфор. О том, что этот путь можно юридически трактовать как единый и неделимый маршрут, говорится в тексте самой конвенции Монтрё. Таким образом, с появлением еще одной судоходной артерии на этом маршруте возникает прецедент. Посол РФ в Анкаре Алексей Ерхов в апреле говорил именно об этом, что требования Монтрё не должны отмениться и даже будут применимы к каналу “Стамбул”.

Между тем сам Эрдоган уже не раз заявлял, что Монтрё останется нетронутой, но ее требования не будут распространяться на новый канал. Однако если канал не будет связан с Монтрё, то как он будет оформлен юридически в соответствии с международными нормами? Анкара пока не дает ответа на этот вопрос.

Не исключено, что турецкое руководство разработает собственный регламент для канала, который будет соответствовать как действующим нормам и ограничениям Монтрё, так и коммерческим интересам республики. Это наиболее выгодный для России вариант, поскольку тогда вопросы ограничения военного трафика останутся нетронутыми, и опасений в милитаризации Черного моря не будет. Юридически это вполне реализуемо, особенно учитывая исключительность для международной правовой практики появления такого канала.

 

Обход Босфора имеет свои юридические основания

Если же канал станет частью универсальных норм судоходства, к примеру, Конвенции ООН по морскому праву UNCLOS, не подписанной Анкарой, но признанной почти всеми членами международного сообщества, тогда либерализация прохода военных кораблей почти неминуема. Для НАТО может не остаться препятствий, чтобы находиться в Черном море столько, сколько захочется. Но и тут есть нюанс. Турция хоть и член альянса, но ей совсем не нужен флот НАТО на постоянном рейде в Черном море. Этот регион Анкара считает своим наряду с другими державами бассейна, да и отношения с РФ – очень важным и стратегическим партнером – Турция пока не готова принести в жертву амбициям Запада.

Можно ожидать, что в течение пяти ближайших лет, пока будет строиться канал, Анкара, Москва и Вашингтон будут искать непростые компромиссы. Сторонам придется думать о взаимоприемлемых путях урегулирования прецедента с каналом. На Турцию в этой ситуации в большей степени ложится обязанность арбитра. В первую очередь именно ей придется искать и предлагать компромиссы и лавировать между интересами держав-союзниц.

Проект канала “Стамбул” был анонсирован Эрдоганом в 2011 году. Канал длиной 45 км, шириной 275 и глубиной 20 м призван стать новой судоходной артерией в западной части Стамбула, соединяющей Черное и Мраморное моря. Он разделит европейскую часть страны на две.

Предполагается, что канал сможет пропускать около 160-180 судов в день, включая танкеры с чистой грузоподъемностью до 300 тыс тонн. На сегодняшний день через сложный для навигации пролив Босфор проходит 43 тыс судов в год. По оценкам ряда специалистов, в Турции в ближайшие 10-15 лет поток судов через Босфор может превысить 70 тыс в год. :///