В октябре российский уголь экспортировался по морю почти на максимальном уровне с 2017 года.
Как сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на данные аналитической компании Kpler, это стало возможным ввиду ослабления Евросоюзом ограничений на транзит этого товара. В частности, объем поставок угля в октябре 2022 года составил почти 16,6 млн тонн. Это немногим меньше, чем в июне 2021 года.
С 10 августа начало действовать эмбарго ЕС и Великобритании на импорт из России угля и некоторых других товаров. 21 сентября Еврокомиссия выпустила пересмотренное руководство. Оно разрешило доставку, финансирование и страхование российского угля в целях обеспечения мировой энергетической и продовольственной безопасности. Страны ЕС не могут покупать российский уголь напрямую, но могут поставлять его в третьи страны.
Ранее стало известно, что угольные компании РФ на фоне внешних ограничений вынуждены экспортировать уголь с дисконтом. «Благодаря дешевым энергоресурсам мы, в частности, довольно спокойно смогли пройти те кризисы, которые есть. У нас дисконты по углю составляют 50-60%, то есть отклонение вниз контрактных наших цен, которые угольщики заключают, — они примерно в два раза дешевле вынуждены продавать уголь, чем рыночные цены. И ничего — оказывается, что это рентабельно и вполне допустимо», — рассказал первый вице-премьер Андрей Белоусов.
Российский уголь будут отправлять на восток сотнями миллионов тонн
Ранее ЕС ввел запрет на поставки российского угля. Эмбарго вступило в силу в августе этого года. От российского угля также отказались Швейцария и Великобритания. Однако РФ в настоящее время все чаще отправляет уголь в противоположном направлении. Ранее вице-премьер Александр Новак отметил в статье для журнала “Энергетическая политика”, что Россия сможет направить на восток для экспорта сотни миллионов тонн угля.
“Рассматривается возможность увеличения поставок в страны АТР, часть объемов с рынка Европы может быть отправлена по железной дороге в адрес восточных портов и погранпереходов. Таким образом, с западного в восточном направлении может быть перенаправлено около 25 млн тонн, в том числе, через порты Азово-Черноморского бассейна”, – пояснил Новак.
Россия, по его словам, будет работать над увеличением пропускной способности Восточного полигона, доступности морского транспорта, ускоренным развитием угольных портовых терминалов на перспективных направлениях экспорта, а также сокращением себестоимости и сроков транспортировки. В соответствии с паспортом проекта пропускная способность Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей в 2024 году должна составить 180 млн тонн.
“При этом, к 2030 году объем экспорта угля по Восточному полигону может возрасти до 216 млн тонн. К 2031 году портовые мощности восточных портов по перевалке угля могут увеличиться на 55-211 млн тонн, что превысит текущие перевалочные возможности (около 150 млн тонн) в 1,4-2,3 раза”, – добавил Новак. :///