Объемы экспорта нефти РФ в Индию могут продолжить рост

Индия нефть РФ НПЗ

В долгосрочной перспективе объемы экспорта нефти РФ в Индию, вероятно, будут расти.

Такое мнение высказал агентству РИА Новости директор центра экономики отраслей ТЭК ЦСР Александр Амирагян. Он напомнил, что Индия за прошедшие два года стала вторым крупнейшим покупателем российской нефти. В 2023 году более половины суммарных морских поставок были направлены из России в эту страну.

Оперативное перенаправление поставок из Европы в Индию стало возможным за счет предоставления скидок на Urals по сравнению с другими марками нефти, от чего выиграли индийские потребители. Однако в конце 2023 года дисконт снизился до уровня менее 5 долларов за баррель. Это вызвало частичную переориентацию индийских потребителей на иных поставщиков и сократило объемы закупок российской нефти, добавил Амирагян.

“В ближайшие годы можно ожидать сохранения достигнутых объемов поставок нефти из РФ в Индию. Объем поставок будет зависеть от возможностей российских компаний по сбыту продукции на прочих рынках, а также поведением других крупных поставщиков нефти на индийский рынок – прежде всего стран Ближнего Востока. Однако можно ожидать, что взаимодействие стран-экспортеров в рамках ОПЕК+ исключит жесткую ценовую конкуренцию и борьбу за рынки сбыта, а интересы России с точки зрения обеспечения поставок будут учтены”, — сказал эксперт.

При этом, отметил он, до 2040 года в Индии прогнозируется удвоение спроса на нефть, который будет обеспечен приростом импорта до 200-250 млн тонн в год. “Данная величина сравнима с текущим суммарным объемом экспорта нефти из России, что открывает хорошие возможности для наращивания поставок на индийский рынок”, – указал Амирагян.

При этом существенного расширения экспортной инфраструктуры для этого не потребуется, возможно будет использовать действующие экспортные терминалы на Северо-Западе, Юге и Дальнем Востоке. Наращивание добычи нефти в Арктической зоне, в том числе на крупнейшем проекте “Восток Ойл”, потребует налаживания соответствующей инфраструктуры и логистики, в том числе вдоль Севморпути, что уже реализуется”, — заключил эксперт.

В свою очередь, управляющий директор “Русэнергопроекта” Максим Канищев отметил: “Индия может быть заинтересована в присоединении к проекту “Восток Ойл”, поскольку она уже инвестировала в некоторые российские нефтегазовые активы, такие как проект “Сахалин-1″ и Ванкорский кластер. Но препятствующим фактором является огромная стоимость этого проекта, обоснованная только в случае долгосрочных контрактов, а как мы видим, сейчас нет долгосрочных контрактов между странами”, — прокомментировал Канищев.

Отсутствие долгосрочных контрактов эксперт связывает с “туманным будущим” индийского рынка. По его словам, если российские поставки в Европу возобновятся, они будут потенциально более выгодными, чем в Индию. “Это является некой проблемой в переговорах на многолетние контракты”, — добавил эксперт.

Кроме того, комфортная для Индии скидка на российскую нефть зависит от многих факторов, таких как качество, транспортировка, спрос и конкуренция, отметил Канищев. “Россия может продолжать предоставлять скидки Индии, чтобы сохранить свою долю на рынке, но у нее есть и другие покупатели, такие как Китай, Турция, могут появиться (или вернуться) другие. В целом для РФ Индия — удобный и выгодный регион для поставок нефти, поскольку он обладает богатыми ресурсами, стратегическим расположением и растущим спросом”, — подвел итог Канищев.