В Японии разрабатывают древесный материал для производства автомобилей

Toyota Setsuna электромобиль дерево Япония
Фото: www.psfk.com

Япония озаботилась проблемой облегчения автомобиля. С этой целью ученые страны активно разрабатывают новый материал для производства корпуса, деталей и узлов машин на основе древесины. Этому посвящена статья в журнале Toyo Keizai.

Уменьшение массы автомобильных комплектующих — важная задача, решить которую нужно, например, для дальнейшего распространения электротранспорта. Ведь чем легче машина, тем меньше энергии она потребляет. Соответственно, снижаются затраты на содержание электромобиля, который сейчас обходится владельцу недешево.

По сути, инновационный прочный и гибкий материал из древесины, который в будущем, по прогнозам специалистов, может стать заменой стали, уже получен. Официально он называется «нановолокна целлюлозы» (cellulose nanofiber — CNF). Его плотность (а значит, и масса) в пять раз меньше, а устойчивость — в пять раз выше, чем у автомобильной стали.

Но есть одна традиционная проблема: получение нановолокон целлюлозы пока обходится очень дорого. На данный момент себестоимость одного килограмма CNF составляет около 1000 иен (примерно 10 американских долларов). Скажем, высокоэластичная сталь или алюминий нужной марки обходятся японским автопроизводителям по 220 иен (2 доллара) за 1 кг.

Разработку наноцеллюлозы Япония ведет уже около двух десятилетий. Пионером исследований в этой области стал преподаватель Киотского университета Хироюки Яно. По словам ученого, вдохновил его на эксперименты опыт американского взбалмошного миллиардера Говарда Хьюза. Тот в 1947 году построил из дерева самый большой в истории гидроплан под названием Spruce Goose («Еловый гусь» или «Щёголь гусь»).

«Я решил, что раз самолет из дерева смог взлететь, значит, и автомашину из этого материала можно построить», — рассказывает Яно.

Сейчас его лаборатория интенсивно трудится над удешевлением CNF. Яно поставил перед собой цель к 2030 году вдвое удешевить производство путем сплетения волокон древесины и пластика. В этом случае появится хотя бы намек на конкурентоспособность нового материала по отношению к используемым в автомобилестроении традиционным металлам.  :///