тэкно:///блог

“Звезда” будет собирать газовозы из корейских блоков, как из “Лего”?

Ср, 17 Апрель 2019 | 12:27 |

Правительство изменило критерии, по которым определяется, какое судно может считаться произведенным в России. В зависимости от соответствия этим критериям будет решаться, предоставлять ли судостроительному предприятию или судовладельцу государственные субсидии.

SPG_tanker_vint

Фото: sudohodstvo.org

Поправки, одобренные кабмином, были внесены в судостроительную часть ключевого 719-го постановления, которое определяет, какая продукция может считаться российской. И, как пишет издание «Коммерсантъ», требования к крупнотоннажным морским судам будут достаточно мягкими.

По сути, новые правила позволят, например, дальневосточному комплексу «Звезда» просто собирать на стапеле из блоков, построенных в Южной Корее, и затем красить танкеры и газовозы – такие суда будут считаться российскими. Правда, нужно при этом использовать российские винты и винторулевые колонки.

Данные правила распространяются на все российские верфи, строящие морские суда, но у «Звезды» будет огромное преимущество: Южная Корея практически рядом, а на комплексе есть мощности по крупноблочному строительству. Так что «Звезда» сможет высокими темпами собирать газовозы, как из огромного конструктора «Лего».

А вот производителям речных судов, кораблей класса «река-море», а также всех видов рыболовных траулеров придется значительно сложнее. Помимо требований к наличию техпроекта, достройке судна, проведению испытаний и сдачи судна верфь должна осуществить закладку и сборку корпуса судна из блоков, произведенных в ЕАЭС.

Причем масса секций и материалов для корпуса судна, изготовленных в ЕАЭС, должна составлять не менее 50% массы корпуса судна к 2020 году, не менее 70% — к 2022 году и не менее 90% — к 2024 году. Кроме того, монтаж и производство должно вестись при использовании определенного оборудования, изготовленного в РФ и прописанного отдельным списком.

В Минпромторге изданию сообщили, что «внесенные изменения направлены на поддержку отечественной продукции и стимулирование иностранных компаний к локализации производства в условиях политики импортозамещения».

В министерстве подчеркивают, что указанный в постановлении перечень оборудования и операций «был детально проработан» и «был сделан вывод о наличии отечественных производителей, выпускающих всю номенклатуру указанного оборудования». По мнению Минпромторга, поэтапное повышение уровня локализации «создает благоприятные условия судовладельцам для адаптации к данным мерам».

Однако не все так радужно. Источник «Коммерсанта» в отрасли говорит, что по ряду существенных позиций отечественные аналоги материалов и оборудования либо значительно дороже импортных, либо вообще отсутствуют. А доля поставок импорта при строительстве судов типа «река-море» — до 40% общей стоимости.

Сегодня в РФ и ЕАЭС нет серийного производства необходимой номенклатуры двигательных агрегатов, в том числе среднеооборотных винторулевых колонок, и систем очистки балластных вод. По словам источника газеты, записанные в постановлении требования не согласуются с реальными планами производителей по освоению необходимой номенклатуры. Проблемой также является отсутствие сетей гарантийного и послегарантийного обслуживания, а также обеспечения запчастями.

Таким образом, запрет на использование импортного оборудования увеличит издержки на освоение новой продукции и сократит конкуренцию, что может привести к росту стоимости судов.

Радикальное изменение регулирования и фактический запрет на использование ключевых импортных комплектующих может оказаться губительным для российских судостроителей и вынудить заказчиков уйти на зарубежные верфи. В итоге флот будет обновляться медленнее, даже несмотря на применяемые в последние годы эффективные меры господдержки, заключает источник «Коммерсанта».

Цель ужесточения требований для речных судов, с учетом всех проблем в отрасли, необходимости обновления флота и достаточно низкой инвестиционной привлекательности  перевозок, не совсем понятна, отмечает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.

«Звезда» же получила уникальные условия, резко ограничивающие конкуренцию, включая готовящиеся субсидии и минимально возможные требования по локализации. По мнению эксперта, это ловушка: если агрессивно формировать портфель заказов, что необходимо для окупаемости верфи, сроки их выполнения будут жесткими, а цена ошибок, которые вероятны при работе с новыми поставщиками,— высокой.

Получается, безопаснее работать с корейцами, а не реализовывать совместные проекты по локализации с предприятиями РФ, подчеркнул Бурмистров. :///


Читайте свежие новости нефтегазовой индустрии, аналитические материалы, обзоры и комментарии экспертов на сегодня, 13 Ноября, в нашей ленте.

Подписывайтесь на нас в социальных сетях Telegram, Facebook, Twitter, VK, ОК и новостных агрегаторах Яндекс.Дзен и Google Новостях.

Рубрики: Новости, Правительство | Темы: , , , , ,

О чём говорят в интернете
Загрузка...