В мире начинается массовая продажа углеводородных активов. От них стремятся избавиться климатические ориентированные компании и фонды.
Например, недавно крупнейший голландский пенсионный фонд ABP, который в основном представляет государственных и государственных служащих и владеет активами на сумму более 530 млрд евро, объявил, что продаст свои запасы нефти, газа и угля до 2023 года.
Остается неясным, каковы будут реальные последствия решения ABP. Поскольку в нефть и газ фонд инвестировал всего около 15 млрд евро, этот шаг вряд ли окажет существенное влияние на рынки. Но намерения ABP согласуется с заявлениями других мировых пенсионных фондов, особенно в США и Нидерландах. Решение ABP о продаже было принято после того, как несколько других голландских пенсионных фондов сделали то же самое.
В новом отчете, опубликованном DivestInvest, говорится, что около 1500 инвестиционных институтов, контролирующих в совокупности активы под управлением на сумму 39,2 трлн долларов, обязались отказаться от ископаемого топлива. Большинство этих структур заявляют, что продажа углеводородных активов – это быстрая победа для фондов, желающих декарбонизировать портфели. Все они утверждают, что это большой шаг вперед в борьбе с изменением климата.
Продажа нефтегазовых активов не отменяет их разработку
На самом деле это не так. Продажа акций и облигаций крупных нефтегазовых компаний, котирующихся на международных биржах, не приведет к снижению добычи нефти и газа или снижению мирового потребления углеводородов. На самом деле, глобальный будет расти и дальше. И некоторые наблюдатели полагают, что потребление не уменьшится до 2050 года.
Данная ситуация не изменится, если пенсионные фонды и инвесторы продадут свои углеводородные активы. Их с удовольствием купят другие инвестиционные фонды, не входящие в ОЭСР. Например, саудовский PIF или ADIA в Абу-Даби. Или российско-китайские объединения. В то же время фонды прямых инвестиций очень заинтересованы в приобретении имеющихся акций, облигаций и активов, поскольку маржа по нефти, газу и даже углю впечатляет и будет оставаться таковой дальше. Национальные нефтяные компании и незападные нефтегазовые гиганты будут счастливы добывать нефти, газа и уголь до последней возможности.
Фонды прямых инвестиций с коротким горизонтом инвестирования будут стремиться к быстрому увеличению производства. Это не только приведет к более высоким уровням выбросов, но и ограничит ценовую конкурентоспособность возобновляемых источников энергии.
То есть ощутимых результатов продажа углеводородных активов не принесет. Эксперты понимают, что в ближайшие годы мировой спрос на энергию будет расти в геометрической прогрессии. Какие бы многомиллионные инвестиции ни вкладывались в возобновляемые источники энергии, водород или даже ядерную энергетику, ископаемые виды топлива нисколько не утратили своей значимости. Мировая экономика привязана к нефти и газу и будут зависима от них еще долгие годы. :///